На то, чтобы разобраться в «творческом беспорядке» следствия, времени ей надо немало.
Этим утром в Первомайском райсуде состоялось заседание по уголовному делу, фигуранткой которого вновь стала небезызвестная Натела Полежаева. Речь идет о подготовленном, вслед первому, втором «зарплатном» деле. Экс-невестку первого губернатора Омской области вновь обвиняют по ряду эпизодов «невыплаты заработной платы». На сей раз потерпевшими стали 5 сотрудников «Центра реабилитации «Рассвет», которым, по мнению следствия, задолжали свыше 1,4 миллиона рублей в течение последних 3 лет.
Как удалось выяснить БК55, само заседание назначили по ходатайству следователя, который попросил ограничить бизнес-вумен и ее адвоката в сроках ознакомления с материалами УД, собранными в 6 томов. При том, что полномасштабное расследование завершилось уже глубокой осенью. Официальное обвинение было предъявлено 29 октября. С тех пор владелица ЦРР знакомится с шестью томами сформированного УД.
И не может надивиться.
— Они смешали в этом уголовном деле и факты, которые звучали в ходе первого «зарплатного» дела, и те, с которыми мы сейчас разбираемся в ходе дела по налогам. И это при том, что в них экспертами доказан факт фальсификаций, — пояснила Натела Полежаева.
Неужели на этом подготовительном этапе весь комплекс мероприятий может «потонуть» в процедурных нарушениях со стороны следствия? Ведь ни одна из сторон идти на компромисс не намерена.
Старший следователь Первомайского округа Левченко озвучил мнение, что защита своим правом на ознакомление злоупотребляет — попросту затягивает грядущее разбирательство. Правда, обвинение в конечном счете «смилостивилось», позволив обвиняемой «наслаждаться» содержанием томов уголовного дела до конца этой недели.
— При этом у нас следователь новый принял уголовное дело 30 ноября. Нам сделал пометочку, что в этот день мы не явились на ознакомление, но нас уведомил о самом факте…1 декабря по телефону. А мы в тот день приехали к назначенному часу к нашему первому следователю, как положено, — недоумевает адвокат Полежаевой Ольга Якушева.
Помимо этого, процесс затруднялся регулярным пополнением томов и неточной позицией относительно выходных дней в следственном управлении.
— Я считаю, что ходатайство об ограничении в ознакомлении с материалом дела в нашем случае надуманное! Просто какая-то «дежурная» форма — надо обязательно обратиться в суд и попросить это сделать…на всякий случай, — считает Ольга Якушева.
Столь категоричной ее заставляют быть факты: в суд Полежаеву в связи с аналогичным требованием «тягали» буквально на прошлой неделе, чтобы просить ограничения на 8 декабря. При этом надо помнить, что к своей клиентке адвокат круглосуточно не «привязана».
Оказалось, что сей факт доставляет большие страдания следственным органам, защитницу призвали чтить профессиональную этику.
— Мне совершенно не понятно, каким образом в своем ходатайстве наш уважаемый следователь берется оценивать профессиональную этику защитника. Голословно это делать не стоит, ведь у нас есть определенная квалификационная коллегия. Они говорят, что мы затягиваем дело, но я позволю себе напомнить, что дело возбудили 8 апреля, но частично расследование продолжалось фактически до конца ноября, неоднократно и сроки следствия продляли, возобновляли. А защитник и Полежаева должны были по-быстренькому прийти, нафотографировать себе документы и уйти восвояси! Все же прекрасно должны понимать, что после этого мы должны отправиться анализировать документы, согласовать позицию. Мы наделены в этом случае не только обязанностями, но и правами! Я запрещаю своей подзащитной надеяться в полном объеме только на защитника — все вместе обсуждается, ведь это судьба Полежаевой!
Сама Натела Полежаева, в свою очередь, вспомнила, как «воевала» со своими «обвинителями» в рамках первого уголовного преследования. Там процессуальных нюансов также накопилось немало.
— Я считаю, что это уголовное дело против меня так же «состряпано» в следственном отделе по Советскому округу. В первый раз у меня не было еще такого опыта и массу недоработок и фальсификаций мы находили в ходе судебного следствия. Тогда я передоверяла ознакомление; итог — сфальсифицированные подписи понятых, некоторых потерпевших, масса вопросов к экспертам. Я теперь все сопоставляю, вплоть до каждой запятой, и обнаруживаю массу несоответствий уже более наметанным глазом. Я хочу сейчас быть максимально готовой к суду, чтобы защищаться более квалифицированно. Во втором «зарплатном» деле у нас уже и потерпевшие «исчезали» из дела, и появлялись новые. Мне нужно адекватно со всеми материалами еще раз ознакомиться, чтобы второе уголовное дело не было таким же позорищем, как первое.
Напомним, в течение пяти месяцев прошлого года, вплоть до конца декабря, в мировом суде рассматривали аналогичное обвинение, только пострадавшим считался 81 человек. Вот только согласны на «уголовку» для бывшего руководителя оказались считанные единицы — большинство сотрудников признало в Нателе Полежаевой прекрасного руководителя, оказавшегося «запертым» в тисках экономической блокады «сверху». Однако обвинительный приговор это вынести не помешало.
Ныне на сторону бизнес-леди судья Денис Першукевич так же не встал, посчитав, что срок ей был дан значительный. Вместе с тем, ее адвокат Ольга Якушева получит дополнительное время, по потребности.
В скором времени станет понятно, сколько принципиально желающих наказания для экс-работодателя в «новой партии».
Евгений Куприенко