Георгий Трефилов, бывший владелец ГК «Марта», в России был заочно приговорен к аресту по статье за мошенничество и объявлен в международный розыск. Однако, когда в Великобританию пришел запрос на его экстрадицию, бывший олигарх сумел доказать английскому суду, что дело против него инициировано его бывшими партнерами, а силовики вымогали у него деньги за его прекращение. Доказательством стали представленные записи разговора высокопоставленного сотрудника Генпрокуратуры РФ и друга Трефилова, который вызвался быть посредником «уладить дело». Английский суд принял решение отказать в экстрадиции.
Однако Трефилов в итоге был арестован в марте 2013 года в аэропорту Лондона за использование фальшивого греческого паспорта. 1,5 месяца просидел за решеткой, получил 1,5 года условного срока. По выходу из тюрьмы он дал вот это интервью BBC, где объяснил, что пользовался поддельным паспортом из-за боязни, что его арестуют в другой стране Евросоюза и выдадут-таки России.
Попутно, отвечая на вопросы корреспондента, он рассказал о том, как в России вымогают деньги силовики:
- Меня всегда удивляла дерзость, с какой сотрудники, в данном случае следственного комитета МВД – сейчас следственного департамента МВД, – вели дела. То есть, в общем-то, они вели их и напрямую со мной, и предлагали через адвокатов решать вопросы. Когда я здесь обратился для суда [по запросу об экстрадиции], хотел попросить адвокатов дать показания, оказалось, что по российскому законодательству это невозможно. Более того, в адрес адвокатов поступали различные угрозы о том, что они могут лишиться лицензии и сесть в тюрьму, потому что никто не дает им права разглашать конфиденциальную информацию. Предложения о денежных компенсациях для решения вопроса тоже, видимо, конфиденциальная информация.
Еще он объяснил национальные особенности занятия бизнесом в России:
- Бизнес в России не такой, как здесь [в Британии], он больше понятийный. Я всегда сравниваю бизнесмена с Ильей Муромцем из известного анекдота. Вот стоит Илья Муромец на распутье: направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам погибнешь, прямо – и коня потеряешь, и сам убьешься. У нас, соответственно, налево – милиция, направо – прокуратура, прямо – может быть, бандиты, оборотни в погонах… И голос сверху: «А здесь стоять будешь – прямо здесь и получишь». То есть идти буквально некуда, поэтому приходится как-то изворачиваться, потому что реально легитимной базы нет, закон не работает в стране. Мне предъявляют обвинения, например, по уже погашенным кредитам, причем погашенным задолго до открытия уголовного дела, и следователь мне говорит: «Ну, вы знаете, вам это учтется в суде. Пожалуйста, приезжайте, мы вас арестуем, а дальше будем уже судить». Ну о каком вообще законе может идти речь в данном случае? Поэтому каждый чиновник на своем месте придумывает свой закон. Как говорится, «закон как дышло – куда повернешь, туда и вышло». Вот до сих пор такие принципы действуют, поэтому бизнес вести, по меньшей мере, рискованно.
«БК55» напоминает, что в декабре 2012 года «Новая Газета» опубликовала часть стенограмм разговоров по делу Трефилова, изобличающих сотрудников Генпрокуратуры и МВД, и в которых упомянут даже замгенпрокурора Виктор Гринь. Более того, поскольку лондонский суд отправил все доказательства обоснованности отказа в экстрадиции в Россию, в том числе и записи, то у нас на фигурировавшего в записях сотрудника прокуратуры завели уголовное дело, а сам он был арестован.
Игорь Федоров