Вопрос бережного отношения к историческим зданиям на сегодняшний день является актуальным.
12-го ноября в Международном пресс-центре МКР-Медиа состоялась пресс-конференция, главной темой которой являлось сохранение исторической среды.
Основатель Всероссийского фестиваля исторической среды «Том Сойер Фест» Андрей Кочетков рассказал, что идея проекта родилась в 2015-м году в Самаре. На сегодняшний день в рамках фестиваля волонтеры занимаются реставрацией исторических зданий уже в 33 городах.
«У каждого города своя специфика и своя боль, но нельзя сказать, что существуют какие-то выдающиеся примеры сохранения исторической среды как целостного комплекса. Во многих городах есть отдельные классные люди, технологии, которые работают достаточно продуктивно, но практически нет городов, в исторический центр которых ты можешь выйти, и твой глаз будет радоваться».
По его мнению, наше общество пока не готово признавать исторические здания как нечто важное, о чем нужно заботиться.
«Если говорить о самых ценных исторических пластах, которые есть в российской культуре, то это деревянная архитектура, как народная, так и авторская, и конструктивизм. Наше общество не осознает их уникальность и ценность. У нас если здание похоже на дворец, значит это памятник, а если не похоже, то это сарай, который нужно сносить. А ведь это наши уникальные пласты. Когда приезжают иностранцы в Россию, мы видим, что с этого их больше всего «прет», потому что у них этого нет», — отметил Кочетков.
С ним согласились и другие участники пресс-конференции — активист омского отделения Всероссийского общества охраны памятников Святослав Коновалов и бренд-дизайнер Лола Самборская.
«Как только здание отдается под реставрацию, первыми слетают буквы советских вывесок, хотя эти шрифтовые надписи разработаны в уникальном единственном экземпляре. Но жители домов, где есть какая-то мозаика или вывеска, этого не понимают и разбираться не хотят, поэтому они им не нужны, однако это нужно нам, людям, которые понимают их ценность», — говорит Лола Самборская.
Так, в городе Таре, в одном из домов 19-го столетия, который был признан историческим памятником еще в 80-х годах 20-го века, деревянные окна заменили на пластиковые.
«Что касается этого дома, от имени ВООПИКа мы два раза отправляли запрос в Министерство культуры с просьбой провести проверку и рассказать о результатах. Нам ответили, что сотрудники постучались в дверь, но им никто не открыл. Они осмотрели дом и дали предписание восстановить обналичники до 1-го августа 2021-го года. Конечно, если это не будет выполнено, на них могут подать в суд, который даст еще год на исполнение решения. Получается, это такая бюрократическая процедура, которая годами ничего не меняет», — рассказывает Святослав Коновалов.
На пресс-конференции был поднят вопрос о здании Ольгинского приюта, где ночью неожиданно исчез портик. Совсем недавно Минкульт сообщил о завершении его реконструкции.
«Подлинное уважение к памятнику — оставлять его в архитектурной среде. Мы не воспроизведем те технологии, по которым они делались. Сейчас все создается современными методами, и получается иной результат. Мы можем не знать о каких-либо конструктивных архитектурных приемах начала 20-го века, а ведь это все нужно, чтобы потомки понимали связь поколений. К тому же, это фантастическое пренебрежение законодательством собственников здания. Они снесли ночью портик, а потом рассказали, что он обрушился. Мы нашли множественные следы того, что так портики не обрушаются».
Говоря о том, нужно ли сохранять такие здания, как, например, на Суровцева, 1, где в начале 20-го века находился штаб революционного восстания, Коновалов отметил, что такие памятники служат важной отметкой исторических событий.
«Памятники истории, несмотря на бедную архитектурную составляющую, имеют право на существование, потому что глобальные процессы в истории города не менее важны, чем эстетика сооружений».
Вячеслав Кумпан