Мэрия и налоговые органы решились обнародовать данные по уплате налогов частными пассажирскими перевозчиками в Омске. Представитель УФНС по Омской области на специальном совещании в горадминистрации изложила притихшему залу реальную схему, по которой работают индивидуальные перевозчики, работающие в режиме маршрутного такси.
Лицензии имеют более 200 предпринимателей, общий автопарк достигает свыше 4 тыс. машин, при этом у них самих в собственности оформлена лишь пятая часть (около тысячи). Платит же налоги лишь треть лицензиатов, 24 работают по «упрощенке», 49 выплачивают единый налог на вмененный доход. Общая сумма выплаченных ими налогов за 2012 год — лишь 36,3 млн. рублей, то есть в среднем на одно транспортное средство не более 50 тыс. руб. в год. Работодателями являются лишь 17 человек, из выплаченных работникам доходов они заплатили в бюджет налог на доходы физлиц (НДФЛ) лишь около полумиллиона рублей, то есть в среднем на одного наемного работника годовой доход чуть более 31 тыс. рублей, что несопоставимо даже с уровнем прожиточного минимума. Две трети лицензиатов со своего бизнеса налоги не платят вообще. У собственников же машин (около 3 тыс. единиц) налоги платились лишь 11-ю предпринимателями за 14 автобусов.
Налоговики жалуются, что подчас невозможно документально доказать факт деятельности и размер доходов перевозчиков. Большинство хозяев микроавтобусов работают, даже не регистрируясь предпринимателями. Предприниматели отмечали в разговоре с налоговиками, что в 20% случаев лицензии оформлялись только для участия в конкурсе, а работу на них не вели. Лицензиаты в Омске, таким образом, занимаются только посредничеством между владельцами автобусов и надзорными органами. Для получения лицензии заключается специальный договор на аренду машины, который заключается между лицензиатом и собственником, с арендной платы НДФЛ не выплачивается. Работающий договор заключается потом, здесь плата составляет лишь 2-4 тысячи рублей в месяц, что дает право фактически работать под чужой лицензией, утверждают налоговики. Лицензиаты говорят, что вся выручка остается у собственников.
Много примеров, когда не платят налоги ни лицензиаты, ни собственники. Предприниматели предоставляют нулевую отчетность, хотя распоряжаются сотней машин. За четыре месяца 2013 года из 89 победивших в конкурсе маршрутчиков-предпринимателей уплатили НДФЛ только восемь на 139 тыс. рублей. Налоговики предложили для решения проблемы разработать в городе специальный нормативный документ.
Директор департамента транспорта Олег Осинский осторожно заступился за маршрутчиков, заявив, что не всегда они не хотят платить налоги, «в большинстве случаев просто считают деньги и реально оценивают результат свой деятельности». Практически вся зарплата водителей неофициальна, низкий объем уплаченных в 2012 году налогов вызван теми «условиями, которые мы создали», в первую очередь — тарифом на проезд. Сегодня тариф, позволяющий выплачивать хотя бы минимальную официальную зарплату, приобретать машины и платить налоги, должен составлять 20 рублей. А чтобы сделать всю зарплату официальной, надо тариф поднять до 22 рублей.
Мэр Вячеслав Двораковский заявил, что, «судя по своей отдаче в горбюджет, перевозчики ездят по пустыне: не пользуются инфраструктурой, только собирают плату с граждан. Однако мы у частников не находим стройной системы уплаты налогов, положение не есть нормальное».
Николай Артемьев, которого Двораковский назвал крупнейшим частным перевозчиком, во время речи мэра постукивал пальцами по столу. Он единственный активно спорил с градоначальником, вместо оправдания для начала переспросил представителя УФНС: «Есть ли информация о задолженности муниципальных автопредприятий, занимающихся перевозками?» Бизнесмен заявил, что «не логично» критиковать только частников, забывая о муниципалах, которые также остаются должны в бюджет.
Налоговики сказали, что сопоставлять их не корректно: «Муниципалы налоги с опозданием, но выплатят, а у вас налоги вообще не начисляются!» Тогда Двораковский сказал: «Если мы будем друг у друга будем выискивать недостатки, то значит, что мы зря занимаем свои места! Если вы не покажете расходы, на следующий год у вас будет тариф 15 рублей! Эта ситуация вам ничего доброго не сулит! Ваши высокие доходы при уходе от налогов — это временное явление!» В свою очередь, Артемьев напомнил о доводах Осинского, сказав, что платить налоги маршрутчикам не позволяет действующий тариф, на что депутат Горсовета Виталий Путинцев напомнил про Новосибирск, где у маршруток тариф 40 рублей.
Поднял градус обсуждения другой депутат Горсовета Юрий Федотов, который, глядя в глаза Артемьеву, полемически заявил, что попросит РЭК установить тариф для маршрутчиков в 5 рублей: «Такой тариф будет хорошей социальной поддержкой для омичей! Меня удивляет, что налоговая только сегодня это все обнародовала. Я бы предложил факт вашей работы на маршруте брать из налоговой инспекции, если нет отчета, то считать, что на маршруте никто не работает и проводить новый конкурс... А вы в следующий раз будете думать...» А Василий Мамонтов пригрозил Артемьеву прокуратурой, однако мэр пока решил обойтись без этого, решить проблему на рабочей группе.
Борис Куркин