Роскомнадзор обнародовал новые правила.

После очередного приказа Роскомнадзора российским СМИ будет сложнее ссылаться на «иностранных агентов». Теперь для этого необходима особая маркировка.

Документ вступил в силу с 30 октября 2020 года. Приказ от 23.09.2020 № 124 носит название «Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания».

Текст приказа гласит, что сообщения и материалы СМИ-иноагента, распространяемые на территории России, необходимо сопровождать таким указанием: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

Это указание должно стоять в начале каждого сообщения иностранного СМИ под заголовком. А если заголовок не предполагается, то непосредственно перед началом сообщения.

При этом цвет шрифта текстового сообщения должен быть контрастным по отношению к фону, где он размещен. Наложение этого текстового указания на другие изображения и материалы запрещено.

Похожие требования предъявляются и к средствам массовой информации, распространяющим данные с помощью изображений и звука. В этом случае сопровождение публикуется перед началом трансляции.

В приказе сказано, что такое указание-заставка должно демонстрироваться не менее 15 секунд. В видеороликах его необходимо поместить в центр экрана, при этом оно должно занимать не менее 20% от его площади.

На радио при озвучивании этого указания нельзя применять так называемую «ускоренную речь», как это бывает в рекламных радио-заставках. А громкость должна оставаться прежней, не ниже самих распространяемых сообщений. Не допускается также наложение звукового текстового указания на другую аудиопродукцию.

Несоблюдение СМИ-инагентом формы и порядка маркировки влечет административную ответственность по статье 19.34.1 КоАП РФ. Должностным лицам грозит штраф от 50 тыс. до 200 тыс. рублей, юрлицам — от 500 тыс. до 5 млн рублей.

Реестр СМИ-инагентов ведет Министерство юстиции Российской Федерации. На данный момент он включает в себя десять ресурсов и одну организацию. Это совместный проект «Радио Свобода» и «Голоса Америки» — телеканал «Настоящее время», радиостанции «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа / Радио Свобода», а также дочерние проекты «РС» «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии», «Сибирь.Реалии», «Idel.Реалии», «Север.Реалии», татаро-башкирская служба «Радио Свобода» и «Фактограф».