О причинах задержания в Москве третьего секретаря политического отдела посольства США Райана Фогла пишет «Коммерсант». По версии участников спецоперации, Фогл попытался завербовать одного из старших офицеров ФСБ, отвечающих за борьбу с терроризмом на Северном Кавказе. «Побывав в Махачкале, где живут родители братьев-террористов, американцы убедились в том, что у братьев могут быть последователи», - пишет издание.
Газета подробно описывает задержание Фогла, у которого контрразведчики изъяли «типичный шпионский набор»: два парика, аппаратуру для скрытой аудио- и видеозаписи, компас, карту Москвы, крупную сумму денег в евро и отпечатанное на принтере письмо, которое он передал будущему агенту. В нем «дорогому другу» предлагался аванс за сотрудничество в размере 100 тыс. долларов, обещалось вознаграждение до 1 млн. долларов в год и дополнительные бонусы «за информацию, которая нам поможет».
Газета отмечает также, что «в данном случае ЦРУ была предложена повышенная ставка». Издание сравнивает ее с другими гонорарами: один из самых успешных агентов ЦРУ, полковник ФСБ Валерий Михайлов, передавший американской разведке сотни секретных документов, которые его ведомство готовило для руководства страны (в прошлом году шпион был приговорен к 18-летнему сроку), за шесть лет сотрудничества заработал всего 2 млн. долларов. В письме, которое американский дипломат передал старшему офицеру, была выражена надежда, что тот будет информировать представителей ЦРУ о деятельности боевиков на Северном Кавказе: «Столь повышенный интерес к региону появился у американских спецслужб после того, как братья Тамерлан и Джохар Царнаевы - этнические чеченцы - совершили громкий теракт на Бостонском марафоне», - подчеркивает газета. «Коммерсантъ» предполагает, что американские спецслужбы решили наладить личные контакты с борцами с терроризмом, «поскольку обмен информацией между спецслужбами на уровне запросов и ответов весьма затяжной по времени и действует не всегда четко», да и доверие к этой информации неоднозначное.
ВВС отмечает, что косвенным доказательством того, что агента пытались завербовать именно для борьбы с терроризмом, может служить тот факт, что Райан Фогл уже объявлен персоной нон грата и в ближайшее время должен покинуть Россию. Но при этом обычно жестких условий о выезде в 24 или 48 часов в МИДе не поставили, очевидно, понимая, что агент в ФСБ понадобился ЦРУ не для шпионажа, а для борьбы с тем же международным терроризмом.
ИТАР-ТАСС, ссылаясь на заявление официального представителя госдепартамента США Патрика Вентрелла, сообщает, что Вентрелл не смог сказать, где сейчас находится сотрудник посольства, однако пообещал выполнить свои обязательства в рамках Венской конвенции, когда страны просят отправить кого-то на родину, опять-таки не назвав срока. Ждут, видимо, как билеты появятся.
Игорь Федоров