Коммерческий директор АО «Поликон» рассказал БК55 о самом сложном «вкусном» контракте.

БК55, совместно с Центром поддержки экспорта Омской области, продолжает рубрику «Истории успеха», в которой мы рассказываем об омских предпринимателях, успешно конкурирующих с российскими и мировыми лидерами производства.

Сегодня в рубрике  — интервью с коммерческим директором АО «Поликон» Денисом Черемных. В нем — не только об уникальном оборудовании, которое компания изготавливает для своих восточных клиентов, но и о любимейшем лакомстве всех народов. Мороженое — трех цветов, трех вкусов и с тремя разными наполнителями: попробуйте-ка изобрести аппарат, чтобы он все это разнообразие приготовил…

На «Поликоне» — смогли! Ну, а первый вопрос к Денису Черемных — с чего же все начиналось?

— Денис, расскажите, пожалуйста, с чего начиналось АО «Поликон»?

— Компания «Поликон» основана в 1993 году небольшой группой инженеров-конструкторов — выходцев из Омского института резинотехнической промышленности. С момента основания «Поликон» занимался проектированием оборудования для шинной и резинотехнической промышленности.

Но затем добавлялись все новые направления, и сегодня, спустя 27 лет, мы проектируем и изготавливаем нестандартное оборудование уже для различных отраслей — парфюмерно-косметической, нефтегазовой, пищевой, химической.

— Какая продукция «Поликона» наиболее востребована — на внутреннем рынке и за рубежом?

— На нашем рынке — оборудование для производства мороженого, подготовки сырья, фасовки и упаковки. Это разнообразные дозаторы с комплектами насадок, оборудование для подачи наполнителей, посыпки и декорирования. На экспорт особой популярностью пользуется комплект оборудования для производства мороженого «Трубочка» («Лакомка») и многофункциональный дозатор мороженого.

Легендарная «Лакомка» — мороженое-трубочка, вызывающая интерес как на российском рынке, так и за рубежом!

— Ваша лучшая разработка?

— А у нас все разработки носят уникальный и особенный характер, поскольку создаются под конкретное производство и требования заказчика. Из них самые технически сложные проекты — это станок 2-й стадии сборки покрышки размером 21 дюйм (шинная промышленность); автоматизированная транспортная линия типа АТЛ-956 для насосно-компрессорных, бурильных и других труб (нефтегазовая); проекты для автоматизации производств, исключения ручного рутинного труда из технологического процесса (все отрасли).

Сотрудники компании «провожают» к заказчику станок для 2-й стадии сборки шины размером — они его проектировали и собрали

Станок для 2-й стадии сборки шины размером 20 дюймов

Модернизированное оборудование на производстве Вологодского мороженого — конструкторы «Поликона» заменили ручной труд по укладке мороженого на автоматический. В результате — мороженое без повреждений, отличного качества!

— Можете ли подробнее рассказать о сотрудничестве с «Инмарко» и аппарате с вкусным названием фруктопитатель?

— С компанией «Инмарко» мы сотрудничаем с 2000-го года — начинали с изготовления запасных частей на импортные линии. После того, как сделали насос для ввода ингредиентов в поток мороженого, «Инмарко» задумалось об оборудовании, включающем в себя весь комплекс операций: ввод с накоплением — дозирование — смешивание наполнителя с мороженым. За рубежом такое оборудование стоит очень дорого, поэтому они обратились к нам — с просьбой произвести подобное. Для нас это был первый и бесценный опыт создания импортного аналога оборудования, но — с существенными доработками наших конструкторов. Так на свет появился красавец-фруктопитатель! Сейчас он уже модернизирован и имеет целую линейку модификаций.

Красавец-фруктопитатель — подает в мороженое ингредиенты: орехи, кусочки свежих фруктов, печенья, пастилки маршмеллоу и другие наполнители

— А с чего начиналась экспортная деятельность «Поликона»? С какими странами сотрудничаете сейчас?

— В 1999 году мы провели свою первую экспортную поставку — оборудование для производства металлокордного брекера радиальных шин в Иран. Через два года туда же — вторую поставку. Сегодня мы гордимся тем, что изготавливаем сложные, технически насыщенные комплекты оборудования уже для нескольких стран — Армении, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Казахстана.

Денис Черемных на международной выставке «OGT 2019» в Туркменистане (Ашхабад) — участие в ней обеспечил Центр поддержки экспорта Омской области.

 — Какую роль в этом сыграл Центр поддержки экспорта Омской области?

— У нас молодая компания, а участие в международных выставках требует серьезных затрат. Центр поддержки экспорта помогает и финансово, и организационно.
К примеру, на Международной выставке пищевой индустрии Узбекистана UzFood с помощью Центра был оформлен отличный коллективный стенд омских предпринимателей. Именно от работы стенда у нас появилось много контактов. И в результате — крупный контракт на комплектацию оборудования для производства мороженого. Центр помог выполнить очень важную задачу — наглядно, понятно, честно и так, чтобы это запомнилось, представить нашу компанию совершенно незнакомой аудитории. А с яркого, «грамотного» знакомства и начинается работа над будущими проектами!

На международной выставке «OGT 2019» в Туркменистане (Ашхабад), куда «Поликон» попал с помощью Центра поддержки экспорта, интерес к его стенду проявили вице-премьер по топливно-энергетическому комплексу Туркменистана Мыратгелди Мередов и министр энергетики ОАЭ

— А что это за крупный контракт?

— С очень известной в Узбекистане частной фабрикой мороженого. Без шуток — нашими потенциальными конкурентами были едва ли не все мировые производители оборудования для мороженого! Дело в том, что фабрика работает очень давно и отлично знает всех производителей. Поэтому ее специалисты дотошно выясняли все особенности нашей работы. Техзадание приходилось переделывать 7 раз (!) — мы уже и не верили, что сотрудничество состоится. Но — приложили максимум усилий, чтобы проект стал успешным, и на днях работа наша принята, контракт заключен.

— Не жаль сил и времени на «привередливого» клиента?

— Нисколько. Напротив, заслуживает уважения, когда люди знают, чего хотят. И нам от этого договора огромная польза — фабрику эту знают все, а на Востоке больше любой рекламы ценятся рекомендации. Сотрудничество с ней — лучшая рекомендация.

— В 2019 году «Поликон» принял участие в пяти международных выставках — хотя даже в одной участвовать хлопотно… Что это дает?

— Нам это дает свободу выбора клиентов и увеличение объемов поставок.
Нас ведь на мировом рынке никто не ждет. «Поликон» — как меж двух огней — между западными компаниями со 100-летней историей и китайскими, которые предлагают дешевый европейский аналог. Мы себя относим к среднему сегменту, но с одной особенностью: уникальность нашей компании в том, что можем спроектировать и изготовить оборудование под особенности и специфику конкретного производства клиента. За это, как правило, не берутся наши иностранные конкуренты — они предлагают только готовые технические решения и однотипное оборудование.

26-я Международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства в Москве: стенд «Салон мороженого» АО «Поликон» вызвал интерес восточных клиентов

25-я юбилейная Международная выставка «Оборудование, технологии, сырье и ингредиенты для пищевой и перерабатывающей промышленности-2020»  (Москва) — Денис Черемных с руководителем проектов Сергеем Ващинкиным

— Например?

— Вот вам пример. Клиент попросил нас разработать оборудование для нового вида мороженого — с тремя вкусами, тремя видами наполнителей, трех разных цветов. Поясню — в основном оборудование для одного-двух видов мороженого, а тут — посчитайте, сколько! Разновидности: клубничное со сгущенкой, шоколадное с черничным сиропом и так далее… Многие известные западные компании просто не будут заморачиваться такой сложной задачей. Мы — сможем сделать!

— Какой была самая необычная поставка?

— Наша первая поставка в Иран — первый экспортный опыт. Тогда еще не был так развит Интернет, отсутствовал электронный документооборот, а потому — огромное число сложностей. Информацию приходилось собирать по крупицам, но — выдержали…

— Восточный менталитет клиентов на вашу работу влияет?

— Конечно. Восток — это, в первую очередь, гостеприимство, семейственность, тысячелетние традиции. Многочисленных гостей надо чем-то удивлять. Наше оборудование как раз и позволяет получить продукт, способный угодить большому количеству взрослых и детей. Я уже приводил пример — если мороженое, то разноцветное — с тремя вкусами, политое тремя разными наполнителями. Ярко, сладко, радостно и вкусно!

— То есть все довольно непросто…

— Если учитывать особенности менталитета и культуры, правовые аспекты и нюансы, любые сложности можно преодолеть. В «Поликоне» работа с иностранными партнерами ведется сразу по всем фронтам: начинаем с подробного выяснения желаний клиента, чтобы из его творческих «фантазий» и «хотелок» к моменту заключения контракта получить четкое и детальное техзадание. Зачастую наши заказчики далеки от сложных технологий, как и их персонал. А наша задача — спроектировать такое оборудование, которое реализует все их пожелания — и тогда на выходе получается «как на картинке» (которую нам иногда дают вместо техзадания).
Работа эта интересная, познавательная! В отличие от наших соотечественников, народы восточных стран предпочитают либо маленькие порции «на зубок», либо на всю большую семью. К тому же требуются и невероятные сочетания вкусов. Для нас это ново, порой сложно, но точно — реально!

— Сколько контрактов по экспортным поставкам заключаете за год и какие планы дальнейшего развития компании?

— В среднем до 7 контрактов в 3-4 страны. Причем это контракты на комплекты оборудования технически насыщенного и сложного.
Ну, а планы? В то время как в пандемию некоторые компании сокращают сотрудников, мы — ищем новых, в том числе в конструкторский отдел. Заказов у нас на полтора года вперед. В прошлом году начали техническое перевооружение компании — минимизируем трудоемкость всех работ.
Планируем стать инжиниринговой компанией мирового уровня.

— Денис, есть ли у вас пожелания к региональному Центру поддержки экспорта?

— Пожелание к Центру поддержки экспорта — продолжать свои образовательные семинары. Мне очень запомнился один из первых — Центр привез в Омск эксперта по международному таможенному оформлению и бизнесу Петра Травинского. Это был такой мощный мастер-класс — после трех дней общения с этим экспертом реально вырастали крылья, чтобы дальше двигаться и развиваться!
Мы всегда готовы участвовать и в организованных Центром бизнес-миссиях, выставках — как в составе делегации Омской области, так и индивидуально.
Центру поддержки экспорта от «Поликона» — огромная благодарность.

— Вам тоже — за интересное интервью. И удачи!

Малый и средний бизнес может также воспользоваться услугами Центра поддержки экспорта на безвозмездной основе: перевод материалов на иностранные языки, организация участия в международных выставках, бизнес-миссии, поиск партнеров за рубежом, размещение на международных торговых площадках и многое другое. Подробнее на www.ved55.ru в разделе «Услуги».

Справка: Центр поддержки экспорта Омской области осуществляет деятельность в рамках реализации в регионе национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также «Международная кооперация и экспорт».

Мария Мельникова

на правах рекламы