Директор компании «Сиббалт» Виктор Вахрамеев рассказал БК55 об особенностях национального экспорта.
БК55 открывает рубрику «Истории успеха».
В ней мы расскажем об омских предпринимателях, которые успешно конкурируют и с российскими, и с мировыми лидерами производства.
Сегодня в нашей рубрике — интервью с директором компании «Сиббалт» Виктором Вахрамеевым.
Продукцию этой компании, соленые снеки, знают и любят в России, странах ближнего Зарубежья, Германии, Китае. Сегодня у компании более 3000 постоянных партнеров. И это неудивительно, ведь ее продукция неоднократно получала медали международной выставки «Продэкспо» и конкурса «Гемма» за качество и названия брендов.
Начать разговор мы решили с истории появления компании «Сиббалт».
ФОТО: Виктор Вахрамеев, директор компании «Сиббалт»
— Виктор, расскажите, как появилась ваша компания — с чего начинали?
— Компания «Сиббалт» появилась еще в конце прошлого тысячелетия, в далеком 1998 году. Первым делом мы поставили линию по производству арахиса, а затем решили расширять ассортимент — начали производить пеллетные чипсы DRIVE. После появления «кириешек» добавили в ассортимент «хлебарики». А когда поняли, что все это нужно эффективно продавать, то создали отдел продаж. Вот с этого момента и пошло развитие серьезного бизнеса. Мы прошли этапы оптовых продаж, розничных, сетевого доминирования. Сейчас активно развиваем продажи в регионах и пробуем свои силы в экспорте.
— Как давно вы руководите компанией?
— Уже более 12 лет. В 2004-м начинал с позиции торгового представителя, затем стал супервайзером, начальником отдела продаж, коммерческим директором. И вот сейчас директор.
— И какой ваш самый главный продукт?
— Мы по праву гордимся нашим хрустящим арахисом торговой марки (ТМ) «ПИВАХИС». Есть и одноименный названию компании арахис ТМ «СИББАЛТ», который очень популярен в Омске — знает его, наверное, каждый взрослый житель нашего города.
Это реально крутой бренд: уникальная технология производства, вакуумная упаковка, особый тип, вкус, размер, органолептика продукта.
Еще очень интересна потребителю наша новинка — смеси арахиса и сухаря.
Тут то же, что отличает всю нашу продукцию — удобная упаковка, вкусный микс под торговой маркой «ТЕПЕРЬ ВМЕСТЕ» — это два продукта по цене одного (аналогов почти нет). Ну и, как я уже говорил, сухарики и гренки ТМ «ХЛЕБАРИКИ» из специального свежевыпеченного хлеба, с новым рестайлинговым дизайном.
— Но в Китай вы продаете не арахис, а свои знаменитые чипсы DRIVE?
— Конечно, заниматься реэкспортом арахиса нас бы и не пустили. Китайских партнеров интересуют именно чипсы. Производить мы их начали более 10 лет назад по образцу полюбившимся многим с детства чипсов «Буратино». Они были очень популярны в нашей стране, в частности, в Омске, еще в советские времена. Наши DRIVE ЧИПСЫ восьми вкусов изготавливаем из картофельных хлопьев и крахмала. По составу они очень напоминают импортные Pringles, но в три раза дешевле.
И — в разы удобнее многих аналогов в плане логистики.
— Чем они так удобны?
— Чипсы DRIVE изготавливаются методом формирования в пластины и упаковываются в прямоугольные коробочки. При перевозке эти коробки занимают в разы меньше места, чем тубы или пакеты типа подушка — а это реальная экономия на доставке. Сегодня мы единственный производитель пластинчатых чипсов за Уралом.
— И как же вы вышли с чипсами на китайский рынок?
— С 2011 года мы сотрудничаем с Центром поддержки экспорта Омской области — участвуем в международных выставках, проходим обучение и семинары. И вот в 2016-м благодаря Центру впервые выехали на Пекинскую продуктовую выставку, с которой и началась серьезная экспортная деятельность. Уже в 2017-м сделали первые отгрузки чипсов DRIVE в Китай. Хотя там и выращивают картофель, но картофельные чипсы такой формы не делают. Так что наши чипсы для китайских партнеров очень интересны и выгодны. При том, что в Омске они стоят около 50 руб. за пачку, в Китае (в пересчете на рубли) — от 100 до 150 руб.
— Вашим китайским партнерам интересны только чипсы?
— Не только. Многим очень нравится вкус наших гренок. Попробовав, говорят: «Вот такие мы очень хотим!» Но тут есть нюанс, который пока тормозит договоренности. Дело в том, что им требуется продукт со сроком хранения 12 месяцев — у нас пока полгода. Не знаю, нужно ли увеличивать — все-таки наши потребители предпочитают продукты более натуральные и, соответственно, с меньшим сроком хранения.
— Поставки в Китай проходят «гладко» или бывают экстремальные ситуации?
— Хотя мы и стараемся работать без экстрима, необычные поставки все же случаются. Одна из таких — в китайский Ксиань. Это один из крупнейших сухопутных портов, который по расстоянию к Омску ближе, чем, к примеру, Шанхай. И вот мы попробовали доставить туда контейнер с чипсами.
Прямых поездов нет, груз пришлось отправлять через Новосибирск. Получилась сложная комбинированная доставка, когда нам пришлось половину 40-футового контейнера загрузить мукой, чтобы снизить транспортные издержки. Была договоренность с китайским партнером о том, что он эту муку продаст, чтобы поставка оказалась выгодной. Так и получилось: продал, поставка выгодная. Но мы все равно не стали продолжать поставки в Ксиань — слишком много заморочек. Работаем с городами, где действуют простые логистические схемы — Шанхаем, Харбином и другими.
— Есть ли особенности сотрудничества с Китаем?
— Конечно. К примеру, партнеры из Китая очень ценят дружеские отношения.
Именно они выходят на первый план, и затем уже — бизнес. Поэтому, чтобы достичь договоренностей, проводится несколько встреч — как минимум, пять.
Каждая длится несколько часов: мы общаемся — как правило, пьем чай, и только потом переходим к договоренностям по поставкам. До заключения одного контракта можно и 10 литров чая выпить, но такое общение «за жизнь» очень важно для партнеров из Поднебесной.
Когда партнеры из Китая приезжают в Омск, они с удовольствием совершают прогулки по улицам Ленина, Валиханова, по набережной Иртыша, посещают музеи.
— Из-за пандемии трудности были?
— Проблемы с экспортными контрактами возникли в начале 2019 года. Поскольку экспортные отгрузки высокорисковые, работаем только по предоплате. И вот в начале года от трех китайских партнеров просто не прошла оплата — китайские банки без объяснения причин отказывались проводить платежи в Россию. Может, они уже тогда знали о коронавирусе?
Экспортную деятельность с Китаем мы смогли возобновить только в середине 2020-го, и сейчас надеемся на лучшее.
— А в России?
— В России ситуация была двойственная. На локальном рынке, в Омской области, спрос на снеки и продажи увеличились, а с регионами тормозились — некоторые наши партнеры оказались на карантине.
ФОТО: Виктор Вахрамеев с другом (хотя и конкурентом) из Латвии — крупным производителем чипсов Лаймонисом Радзиньшем
— Можете ли озвучить цифры отгрузок вашего товара на экспорт?
— Тут нет секрета — в Китай, Германию, Казахстан, Азербайджан, Украину — более 50 тонн. При этом наша торговая марка за рубежом защищена: мы имеем международную регистрацию по Мадридскому протоколу в нескольких странах мира и КНР.
— Какие у компании дальнейшие планы развития бизнеса?
— Понимая огромный потенциал китайского рынка, планируем диверсифицировать наши продажи, снизить зависимость от девальвации рубля и выйти на новый уровень развития бизнеса.
Сейчас через крупных дистрибьюторов выходим на китайские маркетплейсы (площадки онлайн-торговли). Это работа с китайским рынком напрямую — зайти туда очень непросто! Тут нам снова помог Центр поддержки экспорта Омской области — консультациями и финансированием продвижения на этих площадках. Это на самом деле очень ценно, поскольку малый и средний бизнес таких ресурсов чаще всего не имеет.
Надеемся, что маркетплейсы позволят увеличить экспорт в Китай в несколько раз.
— Омичам после этого ваши вкусные снеки достанутся?
— Конечно! Более того, в следующем году омичи первыми смогут попробовать новинки от компании «Сиббалт» — полностью натуральные чипсы.
Это наша уникальная разработка, вызванная ярко выраженным трендом на здоровое питание. Вместо химических вкусовых добавок ароматы и вкусы создаются полезными приправами: кунжутом, луком, чесноком, перцем, солью.
— Спасибо, успехов вам!
Малый и средний бизнес может также воспользоваться услугами Центра поддержки экспорта на безвозмездной основе: перевод материалов на иностранные языки, организация участия в международных выставках, бизнес-миссии, поиск партнеров за рубежом, размещение на международных торговых площадках и многое другое. Подробнее на www.ved55.ru в разделе «Услуги».
Справка: Центр поддержки экспорта Омской области осуществляет деятельность рамках реализации в регионе национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также «Международная кооперация и экспорт».
Мария Мельникова
на правах рекламы