Острый дефицит сжиженного газа в Алтайском крае и Республике Алтай связан с изменением схемы поставок. С марта минэнерго РФ ввело новую систему прикреплений регионов к компаниям-производителям. Ранее действовавшая система уравнивала транспортные издержки субъектов федерации по доставке газа, сообщила сегодня «Российская газета».
Например, Омскую область обеспечивали голубым топливом предприятия Сургута, а Алтайский край - Омский нефтеперерабатывающий завод. По новой схеме регионы, где есть предприятия-производители, получают газ от них, а остальные - по остаточному принципу. В результате вместо ближайшего Омского НПЗ основным поставщиком для Алтайского края и Республики Алтай стало ООО «Няганьгазпереработка» («Сибур Холдинг»), расположенное в Ханты-Мансийском АО.
На Алтае изданию сообщили, что принимать сжиженный газ с «Нягани» в Алтайский край технически невозможно. Ни на одной железнодорожной станции в регионе нет специального оборудования для разгрузки танк-контейнеров, а «Няганьгазпереработка» поставляет газ только в них. По предварительным оценкам, переоборудование станций обойдется в четверть миллиарда рублей. Кроме того, железнодорожный тариф на доставку топлива из Нягани в 4,4 раза выше, чем из Омска. Чтобы компенсировать эти затраты, придется поднимать цены для населения на тридцать-сорок процентов, что тоже нереально.
В Республике Алтай, которая вообще не имеет собственных железнодорожных путей и получает бытовой газ через Алтайский край, ситуация уже критическая: вторую неделю жителям сельских районов не поставляют баллоны с газом. Чтобы приготовить пищу, селянам пришлось снова разжечь печи, хотя отопительный сезон уже закончился.
По данным БК55, к похожей ситуации у других южных соседей уже однажды приводило прекращение поставок Омским НПЗ. Несколько лет назад в силу межгосударственных разногласий «Газпром нефть» решила прекратить из Омска поставки бензина в Киргизию, что привело к топливному кризису в Республике.
Борис Куркин