Омский эксперт в сфере здравоохранения порассуждал о том, пойдёт ли на пользу пациентам объединение больниц и поликлиник.
— Как сделать, чтобы медицинская помощь в поликлиниках стала доступной и качественной? Этим вопросом задаются многие ответственные чиновники в Омской области, от губернатора до главы администрации сельского поселения.
Вообще «первичка» является основой всей системы оказания медицинской помощи в регионе и должна включать в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, медицинскую реабилитацию, наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения. Должна включать…
Основная проблема первичного звена — полное отсутствие средств на развитие. Нынешнее финансовое состояние большинства поликлиник позволяет им только выживать. Из-за объявленной пандемии коронавирусной инфекции была отменена плановая медицинская помощь — поликлиникам не дали выполнить свою работу и соответственно они не смогли получить свои деньги. Система и так не была сбалансированной, и теперь в ней заметно усилился дисбаланс.
Чтобы привести систему оказания помощи в первичном звене до приемлемого уровня, необходимо принять сложные управленческие решения, желательно эффективные. Медицинские чиновники, когда не хватает денег, поступают всегда линейно — начинают сокращать и объединять. С 2010 года, например, в Омской области было сокращено несколько тысяч круглосуточных коек, которых катастрофически так не хватает в борьбе с COVID-19. Вот и сейчас предлагается очередное объединение двух больниц — БУЗОО «ГБ № 3» и БУЗОО «МСЧ № 7», дальше запланировано еще одно объединение и так далее.
Как объединение больниц или поликлиник сможет сделать медицинскую помощь доступной и качественной для граждан? Ответ — никак. Тогда зачем медицинские чиновники с упорством, достойным лучшего применения, это делают? Возможно, не хотят совершать ошибки и боятся ответственности, имитируя реакцию на проблемы; возможно, не понимают, как…
Вариантов для ответа много.
Что, на мой взгляд, можно сделать, чтобы сбалансировать систему и сделать ее доступной и качественной в первичном звене Омской области:
1. Преобразовать бюджетные учреждения здравоохранения в автономные, что предоставит им финансово-хозяйственную самостоятельность.
2. Автономное учреждение здравоохранение, как некоммерческая организация, будет публично управляться через наблюдательный совет, который будет состоять из депутатов, пациентских и других общественных организаций, представителей местного бизнеса и различных чиновников, активных граждан, проживающих рядом со своей поликлиникой.
3. Автономное учреждение может получать субсидии и субвенции от своего учредителя или получать кредиты от кредитных организаций для качественного развития своих услуг и работ.
4. Автономное учреждение через свой орган управления будет самостоятельно решать вопросы своего развития: организационной структуры и штатного расписания; приобретения медицинских изделий, расходного материала и лекарственных препаратов; по-настоящему отстаивать интересы учреждения в системе ОМС и многое другое, что существенно сократит имеющиеся издержки и увеличит доход. И так далее…
Да, это непростой путь, но путь, ведущий к эффективности процессов, в том числе процесса принятия финансовых решений.
Можно, конечно же, пойти по московскому варианту — полное бюджетное содержание первичного звена — оснащение, зарплаты, ремонты, новые здания, внятная мотивация, высокие тарифы ОМС. К сожалению, однако, бюджет Москвы и Омской области существенно различается.
Можно еще о многом написать, но я хотел бы быть понятым — сложные проблемы в системе здравоохранения, в том числе первичного звена, накопленные годами, нельзя устранить простыми решениями…
И прошу — перестаньте управлять системой в ручном режиме, она от этого только разрушается…