«Сургутнефтегаз» впервые за 11 лет опубликовал свои данные по МСФО. Однако ничего хорошего из этого не вышло: акции продолжили падение, своих собственников «Сургут» так и не раскрыл, а кому ушли казначейские акции – не сказал. На счетах компании тем временем лежит без движения уже 1 трлн рублей!

Если кто вдруг не в теме – поясняю. ОАО «Сургутнефтегаз» - самое «загадочное» ОАО страны. Никто не знает ответ на простейший вопрос – кто является собственником одной из крупнейших нефтяных компаний страны. Эту информацию «Сургут» оберегает похлеще военной тайны, в связи с чем в ее собственники «записывали» даже самого Владимира Путина.

И вот, как сообщает «Газета.ру» «Сургутнефтегаз» впервые за 11 лет опубликовал отчет по международным стандартам. Такие публикации прекратились с 2001 года — тогда отчет компании спровоцировал серию разбирательств с миноритарными акционерами. Тогда в отчетности «Сургутнефтегаз» раскрыл объем пакета казначейских акций — 46,6% голосующих бумаг. БК55 напоминает, что казначейскими называют акции, которыми владеет сам эмитент. По ним есть серьезные ограничения. Крупнейшие миноритарии тогда подали на компанию в суд, требуя, чтобы «Сургутнефтегаз» не голосовал этими акциями. После этого компания перестала публиковать отчетность по МСФО.

В частности, в 2004 году иск против «Сургутнефтегаза» подал глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер (начальник погибшего Сергея Магнитского), являющийся миноритарным акционером компании. Браудер требовал погашения казначейских акций. Если бы это произошло, руководство компании не смогло бы ими голосовать, а доля миноритариев бы увеличилась, но Браудер не смог добиться решения в свою пользу.

Но структуру собственности «Сургут» в отчете за 2012 год тоже не раскрыл. В списке аффилированных лиц компании топ-менеджеры указаны как миноритарные акционеры. Но их пакеты не превышают 1%. В том числе у гендиректора Владимира Богданова 0,3% акций. Но самым интересным оказалось другое: вышеупомянутых казначейских акций в отчете за 2012 год оказалось в 40 раз меньше, чем в 2001 году. По этому поводу крупнейшая английская газета Financial Times вышла в среду с сенсационным заголовком: «Казначейские акции на сумму 15 млрд. долларов, ранее принадлежавшие российской нефтяной компании «Сургутнефтегаз», исчезли из ее бухгалтерии».

По сведениям издания, в 2001 году на балансе «Сургутнефтегаза» значились 17,6 млрд. казначейских акций - примерно 40% уставного капитала. Однако в 2012 году, отмечает Financial Times, количество казначейских акций вдруг уменьшилось до 650 тысяч. При этом в отчетности нет никаких объяснений по поводу того, куда же они делись. «В ходе презентации, устроенной в родном западносибирском городе Сургуте, компания отказалась ответить на вопросы о пакете казначейских акций. Пресс-офис «Сургутнефтегаза» также отказался комментировать судьбу этих акций. Аналитики озадачены», - продолжает издание.

БК55 видит очень простое объяснение исчезновению казначейских акций – они просто перестали быть казначейскими, т.е. перестали принадлежать самому «Сургутнефтегазу». Это значит, что за 11 лет у этих акций появились новые собственники. Вот только кто эти таинственные собственники – нам в очередной раз не сказали. А скрывать есть чего: «Сургут», вот уже который год, аккумулирует денежную наличность, размер которой по отчету 2012 года достиг почти 1 трлн. рублей! Куда и зачем собираются эти деньги – также тайна за семью печатями.

Игорь Федоров