Истице и ее адвокатам пришлось без подготовки общаться на медицинскую тематику.
На заседании Кировского райсуда Омска по иску вдовы пилота Анастасии Ахметовой к ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» истицу и ее адвокатов ожидало сразу несколько «сюрпризов».
Напомним: 24 ноября 2019 года Дамир Ахметов скончался во время полета аэробуса А320 из Москвы в Анапу. Ухудшение самочувствия произошло, когда он находился в кресле второго пилота. Самолет сделал вынужденную посадку в аэропорту Ростова-на-Дону, подъехала бригада врачей аэропорта, но спасти Дамира не удалось — он умер от инфаркта. Авиакомпания же заявила, что «инфаркт в вестибюле самолета не связан с работой» и отказалась регистрировать случай по акту Н-1, отказав семье пилота и в положенных по коллективному договору выплатах.
28 июля в Кировском райсуде Омска видео-конференц-связи с судом московским, откуда обычно (с монитора) вещает юрист «Аэрофлота» Светлана Есипова, не получилось.
Вместо этого появившийся в зале заседаний омский представитель «Аэрофлота» предложил перенести слушание дела, поскольку московский представитель… не смогла прибыть в Омск из-за самоизоляции.
Судья Максим Серебренников отказал в переносе.
А затем сам немало удивил истицу и ее юристов. В суд по его вызову явились сразу три медика: председатель ВЛЭК (Врачебно-летной экспертной комиссии) Василий Федин, начальник медсанчасти с функциями ВЛЭК Омского летно-технического колледжа гражданской авиации Ольга Козлова и врач-кардиолог Омского кардиодиспансера Светлана Подольная.
Пояснив, что решил с помощью медиков разобраться, нужна ли в деле судебно-медицинская экспертиза, Серебренников предложил сторонам задавать свои вопросы врачам.
Как признались после суда Анастасия Ахметова и ее адвокаты, появление врачей стало для них полной неожиданностью. Суд не предупредил о том, что придется задавать вопросы на медицинскую тематику. А ведь для этого, конечно, нужна подготовка…
На самом деле, чтобы обычный человек (в том числе немедицинский юрист) общался на узко-медицинские темы, ему нужна, как минимум, консультация по меддокументам со специалистом, который подскажет, на что обратить внимание и какие задавать вопросы.
Сами медицинские юристы, которые раз за разом выигрывают (а не «продувают») дела, зачастую готовятся к таким беседам с врачами-экспертами по несколько дней — штудируя как медицинскую практику, так и рассматривавшиеся ранее дела похожей тематики. Это при том, что они имеют многолетний опыт работы!
А адвокаты истицы Юлия Теслова и Виталий Кириченко такой возможности не получили — зато опрос врачей внесен в протокол как свидетельские показания. И все же им удалось получить несколько ответов в пользу истицы.
Кардиолог Светлана Подольская, отвечая на вопросы Юлии Тесловой, признала: переработки, тяжелые психоэмоциональные нагрузки являются факторами риска и способны вызвать инфаркт.
Однако ответ Подольной на вопрос Анастасии Ахметовой может пригодиться уже «Аэрофлоту».
— Если бы во время приступа Дамир находился «на земле», а не в летящем самолете, больше было бы шансов на жизнь? Если бы вовремя успела Скорая с дефибриллятором и другим оборудованием? — вдова не выдержала и разрыдалась…
— Иногда все происходит за секунды. Можем не успеть, даже если человек находится в стационаре, — сказала Подольная.
Председатель ВЛЭК Василий Федин подтвердил адвокату Кириченко, что к сердечному приступу могли привести постоянные переработки:
— Ночные полеты Дамира, то, что подолгу не было отпусков — все это является вредными факторами.
Он признал, что пилоту назначалось лечение от гипертонической болезни, однако ее наличие не являлось основанием для недопуска к полетам.
После опросов судья известил, что подумает, назначать ли экспертизу. В деле объявлен перерыв до 3 августа.
Тем временем история с омским пилотом освещается столичными СМИ.
Цитируя БК55, издание «Аргументы недели» подготовило подробный материал об этом деле. Журналисты «АН» взяли комментарий к ситуации с Дамиром Ахметовым у Героя России, лётчика-испытателя Анатолия Кнышова:
— Всё это экономия денег. По советским санитарным нормам, когда пилот прилетал из Москвы в Петропавловск-Камчатский, например, ему давали отдых 48 часов. Сейчас же летный директор «Аэрофлота» Чалик и генеральный директор Савельев решили проблему отдыха — если прилетел пилот в Хабаровск или во Владивосток, то ему на обратный путь дают место в первом или бизнес-классе, где можно пить, гулять, спать, но это не отдых… нарушают всё, что можно. Только и берут пример с Запада. И что это за национальный перевозчик номер 1, где из 246 самолетов только 54 — отечественные, а остальные 192 — зарубежные? Мы содержим авиационную промышленность Штатов и Франции.
«Надо отметить — мощная юридическая служба «Аэрофлота» сделает все, чтобы одержать победу на процессе» — делают вывод «Аргументы недели».
Наташа Вагнер