В материалах значится следующее: 1) необходимо было передать два острова Хабомаи и Шикотан согласно Советско-японской декларации 1956 года, 2) конфликт может стать предметом расследования Международного суда.
Российское правительство настаивает на том, что «территориальное право на четыре острова отошло России по результатам Второй мировой войны».
В свое время Горбачев поручил рабочей группе, которая состояла в основном из членов Института государства и права АН СССР, провести объективный анализ. Комиссия насчитывала десять специалистов в области международного законодательства и изучения Японии.
В исследовании также отмечается, что по Сан-Францисскому мирному договору 1951 года у России больше правовых оснований на владение островами Кунашир и Итуруп, при этом «документальная база территориального права не завершена». Что касается островов Хабомаи и Шикотан, то была выбрана позиция, что «эти острова рассматриваются в качестве части острова Хоккайдо. Согласно Советско-японской декларации Советский Союз должен был передать острова Японии после заключения Мирного договора».
По словам бывшего первого заместителя министра иностранных дел Эстонии Рейна Мюллерсона (69 лет), который руководил исследовательской группой, также рассматривалась возможность передачи вопроса четырех островов на рассмотрение в Международный суд. «Шикотан и Хабомаи должны принадлежать Японии. Несмотря на то что позиции СССР по Итурупу и Кунаширу достаточно сильные, они не абсолютные, их не хватает для окончательного вывода в пользу принадлежности островов Советскому Союзу», - признает он.
Результаты исследования были предоставлены Горбачеву, помимо этого было сделано всего пять экземпляров, а после неразберихи во время развала Советского Союза этот документ больше не всплывал на поверхность. Три года назад Мюллерсон обнаружил, что один из бывших членов Института государства и права все это время хранил экземпляр исследования. Мюллерсон поясняет: «Руководство Российской Федерации уже должно иметь в распоряжении этот документ».
Изучение правовой позиции по вопросу четырех островов правительством Горбачева в полной мере отражает эпоху становления нового мышления в дипломатии, которая основывалась на перестройке и международном сотрудничестве.
И Советский Союз, и современная Россия разделяют единую позицию: от первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, который в Советско-японской декларации 1956 года пообещал передать два острова Хабомаи и Шикотан, до нынешнего президента Владимира Путина, который также, рассчитывая на улучшение отношений с Японией, рассматривает вариант передачи этих двух островов. Прямо как в тексте исследования, где указывается на то, что основания территориального права Японии по островам Хабомаи и Шикотан чрезвычайно сильны.
На пресс-конференции в марте прошлого года Путин обозначил свое стремление к решению путем ничьей «хикивакэ», переступив через общественное мнение Японии, которое не согласно с передачей только двух островов Хабомаи и Шикотан, по площади не превышающих 7% от общей территории четырех островов.
До сих пор японское правительство не отличалось позицией, ориентированной на будущее. Самой главной задачей для него в предстоящих переговорах станет, насколько далеко оно сможет продвинуться в вопросе возвращения островов Кунашир и Итуруп, о которых исследование говорит, что «согласно правовой документации точка в этом вопросе не поставлена».
Положения, касающиеся правовой базы территориальной принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи:
- спор по поводу четырех островов Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан между Японией и СССР носит юридический характер;
- по Сан-Францисскому мирному договору Япония оставила Курильские острова, поэтому правовая позиция СССР по территориальному праву на острова Кунашир и Итуруп сильна. Однако юридическая документация по принадлежности островов не полная;
- острова Хабомаи и Шикотан не входят в Курильскую гряду, поэтому действует основание для передачи островов Хабомаи и Шикотан Японии, что не было исполнено СССР согласно Советско-японской декларации;
- конфликт носит юридический характер, поэтому может стать объектом расследования Международного суда ООН.
Масами Оно