Московский политолог прокомментировал для БК55 принятые поправки в основном законе страны.
По просьбе БК55 известный политолог, заместитель завкафедрой политологии МГУ Максим Вилисов дал прогноз, что изменится в политической жизни страны с принятием изменений в Конституции. В том числе он считает, что новой конфигурации власти надо дать время поработать.
— По содержанию — конфигурация властных институтов таким образом поменялась, я бы не сказал, что она принципиально отличается от того, что было до этого. Просто некоторые вещи формально закреплены, такие, как статус Госсовета, например. Его соотношения с полномочиями Совета безопасности, президента и администрации президента. Особо важным мне кажется тезис о единой системе публичной власти, он позволяет пресловутую вертикаль власти выстраивать на каких-то законодательных конституционных основаниях. И Госсовет в данном случае является органом, который координирует эту вертикаль, обеспечивая баланс интересов федеральных властей и регионов. Эта конфигурация представляется очень интересной для страны, у которой очень большая дифференциация в региональном разрезе, самобытность субъектов очень высокая.
Среди остальных поправок, на мой взгляд, есть и большое количество сугубо технических. Они по большому счёту и так были прописаны в федеральных законах, здесь есть некоторая избыточность.
Так что мне кажется, прямо сейчас кардинальных изменений мы не увидим, но новой конфигурации надо дать время поработать. И, конечно, будет понятно, насколько это работоспособно, в следующих избирательных циклах — думском и затем президентском.
Что касается новых прав назначения судей президентом в Верховном и Конституционном судах. Здесь однозначное усиление президентской власти, но сложно пока дать оценки. Своя логика в этом есть. Сильный институт президентства является стержнем госсистемы, никаких больших инноваций в этом нет. Если строится президентская республика, то так бывает. Я, например, не сторонник классической теории разделения властей, считаю, что она устарела, в таких странах, как наша, она и не будет работать никогда. В данном случае мы просто приближаемся с этой Конституцией к реальной практике. И это я бы отметил скорее как позитив. Потому что бывшее перед этим — искусственная конструкция 1993 года. Не готов говорить, что она была создана тогда под диктовку американцев, скорее было просто искреннее стремление построить демократию западного типа на тот момент. А сейчас — стремление закрепить систему, которая ныне по факту и существует. Ни больше ни меньше.
Конечно, в тот момент с документом спешили, он получился в чём-то хаотичным, но не могу сказать, что и в 2020 году не спешили. Если проанализируем скоротечность обсуждения, принятия поправок, это тоже было быстро. А тогда — бесспорно, сначала повоевали, потом быстро написали и приняли.