Посредники в ЖКХ, губернаторские амбиции и пиар Леонида Полежаева — в интервью, обязательном к прочтению на выходных.
- Игорь Михайлович, 21 апреля в России отмечался новый государственный праздник — день местного самоуправления. Какой смысл отмечать этот праздник в стране, где только ленивый не ругает федеральный закон о местном самоуправлении?
- Местное самоуправление должно начинаться с порядка. Это порядок в доме, на улице и в городе, а отсюда порядок в регионе и стране. Например, субботник не является актом бесплатного труда, это акт местного самоуправления.
Местное самоуправление — это когда у меня как у жителя города спросят: «А хочу ли я, чтобы продавали или отдавали в аренду «Омскэлектро»?» Давайте проведем городской референдум. Вот так должны работать институты власти, когда есть неразрывный контакт с обществом. Скажите, когда у нас городской бюджет обсуждался до его принятия? Никогда. И каждый раз вот так мы принимаем документ, к которому не имеем никакого отношения.
- Какой смысл спрашивать омичей о судьбе «Омскэлектро», если легко можно разобраться и без них?
- Любое решение, касающееся всех горожан, должно приниматься на референдуме. Ни одного такого референдума в Омске еще не проводилось. Чем город будет жить завтра, если мы раздадим основные активы? Тепловую компанию обанкротим в очередной раз, «Омскэлектро» отдадим в аренду, с «Омскводоканалом» все и так понятно. Если кто-то этого не понимает, то общественность должна помочь в этом разобраться.
Не думаю, что мы менее компетентны в этих вопросах, чем люди, которых мы выбрали во власть. Они представляют наши интересы, но не более. Я рассуждаю как общественник. Мы посчитали действующего мэра наиболее достойным из всех. И я голосовал за него, но я не хочу голосовать за передачу в аренду «Омскэлектро».
- Как тогда быть с «Омскэлектро» и его миллиардным долгом?
- Нам не надо ни спасателей, ни помощников, ни инвесторов. Важен сам механизм. Если вопрос касается каждого жителя, то он должен решаться только на общегородском референдуме. На мой взгляд, Омск должен стать первым городом в России, где эта норма будет введена. Я вас уверяю, что в ближайшие три-четыре месяца будут серьезные подвижки в вопросе местного самоуправления и на федеральном уровне.
Что страшного в банкротстве «Омскэлектро»? Мы тепловую компанию восемь раз банкротили. Приставы все равно не смогли бы забрать подстанции. Что они бы получили? Десять столов от «Омскэлектро»? Да пусть бы их забрали. Мы бы сделали новое городское «Омскэлектро» и продолжили бы работать.
Управляющие компании и дни Омской области
- Во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным деятельность управляющих компаний в Омске вышла мэру Вячеславу Двораковскому боком...
- Президент еще до этого высказался четко: «Посредники, отойдите от ЖКХ». Этим должны заняться именно муниципалитеты. Тем, кто не слышит президента, мы должны помочь его услышать. Давайте решим вопрос с управляющими компаниями. Мы выясним, что из 54 компаний, работающих в Омске, только две прошли тендерные процедуры. Остальные взялись непонятно откуда. За этими 52 компаниями стоят достаточно известные в городе фамилии.
- В июне в Совете Федерации пройдут дни Омской области. Какой смысл в этом мероприятии?
- Подобное мероприятие пройдет впервые за десять лет. Начинает интересовать, с какими инициативами мы выйдем, и выясняется, что инициатив нет. У нас все нормально. Когда я работал в Законодательном собрании, меня пытались убедить, что наши инициативы не проходят на федеральном уровне. Представьте, за последние четыре года от нашего региона вообще не было ни одной инициативы.
- В разных аналитических раскладах ваше имя упоминается в числе претендентов на пост губернатора Омской области. Об отказе от губернаторских амбиций уже публично заявил другой сенатор Андрей Голушко. А вы в будущем хотите стать главой региона?
- У меня пока в перспективе сделать все, чтобы омский губернатор работал спокойно без лишних оценок. Люди настолько привыкли все зацикливать на главе региона, что не могут жить без указаний сверху. Если бы все муниципалитеты выполняли свою работу, то о губернаторе никто бы и не вспомнил. Например, в Европе никто и не знает своих региональных руководителей. Так и должно быть, потому что губернатор — это государственная власть. По большому счету, он и не имеет отношения к муниципалитетам. Так почему по действиям муниципалитетов мы даем оценку губернатору?
- Так вы хотите быть губернатором?
- Я не буду говорить ни да, ни нет. Для меня этот вопрос не интересен, потому что сейчас я разбираюсь с тем, где в данный момент на федеральном уровне находится Омская область. Вы думаете губернатору легко работать? Мы должны ему помогать. Я это делаю, а не заявляю о своих амбициях. Многим, например, было интересно, пойду я на выборы мэра или нет.
- Так почему не стали участвовать в досрочных выборах?
- Я не участвовал осознанно. Нисколько не сомневаюсь, что если бы мы пошли на выборы, то выиграли. Однако все должно быть вовремя. Сейчас я доволен своей работой на уровне федерации. Там проблема стоит острее. Представляете, от Омской области в Совете Федерации не было ни одного эксперта. Сейчас их уже три, и будем привлекать еще.
«Проветренный» город
- Вы были бы более эффективным мэром, чем Вячеслав Двораковский?
- Надо понимать, с каким хозяйством ты работаешь и как на этом можно заработать. Давайте возьмем две подстанции по 110 киловольт. Просто выкупим их. Одну - на заводе пластмасс, а другую - на «Трансмаше». Вот на это можно взять 50 миллионов из городского бюджета. Мы покупать электроэнергию будем по 15 копеек, а продавать по 2,5 рубля. Вот эту разницу будем загонять в городской бюджет. Через три года Омск станет самым богатым городом России. К нам будут приезжать учиться жить.
- В 2010 году вы участвовали в выборах мэра с благословения тогдашнего губернатора Леонида Полежаева. Вячеслав Двораковский год назад получил поддержку Виктора Назарова...
- Меня попросил участвовать в выборах губернатор (Леонид Полежаев — прим. ред.). Это правда. Но не сомневайтесь, что я делал это осознанно и с желанием. За два года мы могли бы поднять бюджет до 30 миллиардов рублей. Нам нужен мэр, который умеет зарабатывать. Зачем нам экономить бюджет? Надо зарабатывать, а не экономить на учителях и врачах!
- Почему вам так хотелось стать мэром и «проветрить» город?
- Мэр имеет полную свободу в принятии управленческих решений. 131 федеральный закон — великое достижение. Зря на него сейчас пеняют. Поработать с Полежаевым в качестве мэра было бы очень интересно. Как бы его не критиковали, это был большой интуит и опытный политик. Если в регионе все было сложено так, то это было выгодно ему, это была его стратегия. Страшнее, когда ее нет. Это же Полежаев затолкал меня в депутаты Горсовета. Сказал: «Ты не понимаешь, это опыт». И он был прав. Через депутатскую работу я стал более ответственным как руководитель. Не зря коммунисты делали директоров предприятий депутатами. Ты в такой ситуации начинаешь по-другому смотреть на вещи. Полежаев мог прикрыть меня от политических вопросов, вопросов геополитики на уровне федерации, и я бы спокойно занялся городом. Позиция мэра для меня была равной. После работы руководителям предприятия легко возглавить муниципалитет. Это то же оперативное управление, та же скорость в принятии решений. Губернатор, повторюсь, работает в других условиях.
Кувалдой по столу или молотком по пальцу
- Говорят, что сенатор Игорь Зуга стал инвестором нового СМИ. Какое отношение вы имеете к журналу «Семь»?
- Я никогда не занимаюсь прессой. Да, мы занимались газетой «НОС», но это была просьба Марины Глебовны (Вздорновой, бывшего руководителя главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области — прим. ред.). Газета умирала, мы ее взяли, но люди не смогли самоорганизоваться. Они не хотели работать самостоятельно. Для них существует только одна точка зрения - пресса должна быть дотируемой. Хотя на примере «Бизнес курса» я могу сказать, что вы обеспечиваете себя сами. Значит можно зарабатывать в СМИ, значит можно выращивать там грамотных управленцев.
Сусликов (Сергей Сусликов — президент издательского дома «ТРИЭС» - прим. Ред.) очень талантливый журналист. Он правильно и профессионально вас организовывает. Но мне кажется, что он не всегда успевает за общественными изменениями, потому что стал уже больше управленцем. Я согласен, что СМИ являются оружием, но не надо кувалдой по столу. Иногда достаточно стукнуть молотком по пальцу. Вы пытаетесь сформировать страх, а надо формировать силу. Это разные вещи. У чиновников надо развивать самострах, что общественность в любой момент спросит. И сайты должны формировать эту силу, потому что за вами будущее. Газеты постепенно умирают, в мире все это кончилось еще 15 лет назад.
- Зачем тогда Леонид Полежаев плодил все эти «деловые среды», «новые обозрения» и «нота бены»?
- Зато сейчас у нас не пиарят губернатора, и это хорошо. Я никогда не понимал, зачем Леониду Константиновичу (Полежаеву — прим. ред.) постоянный пиар. У нас люди и так благодарны. Достаточно просто что-то сделать для них. Мы вот работаем на округе. И бесполезно нас там дискредитировать. Единственная женщина прошла в Горсовет как независимый кандидат — Светлана Студеникина. Может ей не хватает опыта, но она с душой работает. Будет хороший депутат. Я никогда не ошибаюсь. Также с Владимиром Половинко. Многие деньги предлагали, чтобы зайти на округ. Я сказал нет, пойдет тот, кто выступал в школе. Ни один человек в городе не бросит в меня камень и не скажет, что я поддержал непрофессионального человека. Половинко — представитель высшей школы. Ему тоже опыта пока не хватает, но он лоска наберет. Научится раздувать щеки.
Беседовал Василий Епанчинцев