Омский эколог высказал своё мнение о текущих итогах мусорной реформы.
Эколог Сергей Костарев дал свою оценку того, как реализована пока реформа обращения с отходами в области на пресс-конференции в «МКР-Медиа».
— Моё мнение — реформа не то что не выполняется, а она привела к ухудшению ситуации. Часто это ухудшение потребителям пока не видно. Но с точки зрения экологии это часто катастрофа, бомба отложенного действия.
По пунктам: услугу регоператора я оцениваю по себе и людям, с которыми общаюсь. У меня и раньше не было проблем с вывозом мусора. «Норма плюс», «Чистый город» нормально вывозили, у нас стояли три новых хороших контейнера. И после прихода оператора остались два контейнера, разломанных, замотанных скотчем, да, мусор вывозят, но с точки зрения потребителя качественно ничего не изменилось. В частном секторе ухудшилось, я это знаю, потому что помешочный сбор ушёл и люди жалуются. Получается, вроде бы ничего не улучшилось, но при этом мы платим в пять раз больше. За что?
Оператор говорит, что мы оплачиваем ту самую схему, которая принята. Но в схеме были предусмотрены перегрузочные станции, всевозможные полигоны, а этого нет. По сути мы оплачиваем услугу, которая не оказывается. Перевозка мусора на нелегальные свалки, я согласен с уже говорившими, они нелегальные, не могут быть использованы по закону, принято постановление правительства, но это странный акт, что можно использовать свалки для временного, подчеркну это, накопления. Это абсурд и с точки зрения бизнеса, мне кажется, вряд ли стоит ожидать, что за 3-4 года весь накопившийся там мусор куда-то кто-то повезёт. Я бы и не советовал это делать как эколог, надо принимать какой-то другой вариант, но он нелегальный.
Показатель, который был заложен в договор, и долго по этому поводу спорили — процент переработки отходов. Называли и 80%, а сейчас оператор должен перерабатывать 90%. Меня, конечно, можно обвинить в каком-то навете, но я не верю, что 80 или 90% перерабатывается.
Ссылка на так называемые сортировочные заводы меня не убеждает. Вы можете легко меня опровергнуть, например, установив камеру, которая будет показывать, как и что вы там сортируете. И кто такой умный нашёлся, что мусор, который фактически ничего не стоит, он загрязнённый и его надо чистить, вообще берёт. Может, есть такие чудесные технологии, но пока я этого не знал.
Что касается услуги как таковой: сама мусорная реформа направлена на сокращение объёмов мусора. Мусор нужно сортировать. В этом случае он становится товаром, его можно обрабатывать, не в течение года до 90% переработки, но лет за 10-15 можно дойти. Но в этом направлении вообще ничего не делается!
Попытку организовать цепочку с раздельным сбором мусора в месте образования, чтобы потребители сортировали мусор, даже не предпринимали. Я знаю позицию некоторых людей, которые готовы всё равно платить, но не сортировать, ну и ладно. Но услуга должна быть предоставлена: пусть у людей будет выбор, либо платить 1000 рублей и не сортировать, либо ничего не платить, но сортировать мусор и сбрасывать его в том виде, в котором он становится товаром. Поэтому оценка реформы негативная и я бы даже не стал обвинять только оператора, это и общий правительственный подход. Это было ясно и в 2016 году.
Напомним, однако, пояснение, почему в регионе не организуют раздельный сбор мусора, на этой же пресс-конференции сделал советник гендиректора ООО «Магнит» Александр Лихачёв.