За ответом на животрепещущие вопросы о судьбе высшего образования в эпоху пандемии мы обратились в ОмГУ, ОмГА и медицинскую академию.

Продолжаем изучать опыт омских высших учебных заведений, нежданно угодивших в нежеланные подчас объятия дистанта. На очереди ОмГУ, где эти перемены фактически последовали за масштабными организационными изменениями — полным или частичным исчезновением сразу 28 кафедр.

— Нравится нам это или нет, но интернет прочно вошел в нашу жизнь, а с ним — и дистанционное обучение, — замечает завкафедрой социальной работы, педагогики и психологии ОмГУ Елена Асмаковец.

Между тем, кризис системе высшего образования большинства регионов страны, в том числе и омского, на ее взгляд, не грозит по следующей причине:

Средний возраст потенциальных студентов вуза — 18-35 лет. Это самые активные интернет-пользователи, наиболее открытые для удаленного формата обучения. Молодое поколение лояльно к подаче информации дистанционно — подтверждением этого служит, например, статистика прироста подписчиков образовательных каналов в Интернете.

В ОмГУ нам также «непрозрачно намекнули», что вся сложность вопроса в современных реалиях заключается в выработке навыка самостоятельной работы. В целом же, однобокого взгляда специалист «госуниверситета» имени Достоевского рекомендует избегать: с одной стороны, перед нами очевидная экономия усилий, затраченных на почти каждодневное перемещение в аудитории, приобретение книг и сопутствующих материалов, кроме того, возникает момент самоорганизации — правда этот навык формируется явно не «по умолчанию», в чем одновременно и сложность.

— Одно дело, когда дистанционное образование получают люди, уже имеющие довольно значительный жизненный опыт и точно знающие, что им нужно, другое же — будущие бакалавры, вчерашние школьники. Во-первых, они еще не отвыкли от школьной системы подачи знаний, в чем на самом деле больше хорошего, чем плохого, во-вторых, даже самые сознательные студенты вплоть до четвертого курса не так уж хорошо понимают, чем будут заниматься в жизни, и что конкретно им нужно от образования. Поэтому контроль и работа в тесном контакте с преподавателем на данном этапе высшего образования просто необходимы, — разъясняет Асмаковец.

— Дистанционное образование идеально подходит для тех, кто по состоянию здоровья или в силу других жизненных обстоятельств не может себе позволить уехать на учебу в другой город или выходить из дома, — заключают в ВУЗе.

Основной минус, что немудрено, в повышенной нагрузке, в том числе материального характера, на сами образовательные организации: качественное методическое обеспечение при дистанционном образовании связано с большими материальными затратами вуза, в том числе на техническое «перевооружение», программно-технические средства, подготовку специальных кадров. Свести к нулю, при всем этом, недостатки дистанта пока не представляется возможным, заверила нас Елена Сергеевна.

— Технические сбои могут вызвать стресс и разочарование, как у студентов, так и у преподавателей, — отметила она.

Не исключен и момент некоей дискредитации — к врачу, окончившему ВУЗ дистанционно, явно не выстроится очередь из-за предубеждения.

— При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, у него есть возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным, — высвечивает следующую проблему завкафедрой социальной работы, педагогики и психологии.

Что же касается такой формы ВУЗовского учебного процесса, как практика, то исключительно удаленный формат наша собеседница называет недопустимым. Также не реалистично, на ее взгляд, говорить о подготовке кадров, заточенных исключительно на дистант, чему сразу 6 препятствий: недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России; недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения; проблема качества электронных курсов (кто и как может их оценить), правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, финансовые, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов их обновление, кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы — и это лишь верхушка айсберга.

— Мы студентов выводим на производство, на предприятия, в организации, где они, собственно говоря, «нюхают порох». А «нюхать порох» по скайпу весьма затруднительно. И очень многие организации, понимая, что у них сотрудники тоже находятся на самоизоляции, отказались принимать студентов на практику. Потому что они в этих условиях не в состоянии обеспечить полноценное ее прохождение.

Посоветовавшись с минобрнауки, в ВУЗе решили повременить с практикой до осени. Однако осуществимо это оказалось лишь для 1-3 курсов. Выпускники так или иначе должны выйти дипломированными специалистами, полноценно освоившими все полагающиеся программы, все теоретические и практические формы.

— Мы не можем из-за кризиса оставить студентов без диплома. У бакалавров свои планы — кто-то планирует поступать в магистратуру, магистры — в аспирантуру, быть может, Европа откроется, и кто-то намерен поступать в зарубежные вузы в магистратуру, у кого-то уже есть договоренность с работодателем. Поэтому мы корректируем преддипломные практики таким образом, чтобы минимизировать потери, — подчеркивает проректор ВУЗа по учебной работе Татьяна Борисовна Смирнова.

Вариантами выхода в ряде случаев увидели прохождение практики студентов на «родной» кафедре.

Что же касается выпускных работ, то пришлось, по признанию Смирновой, скорректировать темы многих в сторону углубленного теоретизирования — демонстрация опытов в онлайне, быть может, аттракцион и интересный, но не целесообразный.

Для сопоставления мы решили обратиться к опыту коммерческого ВУЗа — Омской гуманитарной академии.

— Каждый обучающийся в Омской гуманитарной академии в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Академии, а также к нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам), — разъяснило нам особенности подхода к дистанту руководство ОмГА.

Этот формат в ходу уже свыше 10 лет, поэтому практика работы с ним существенных сбоев не дает. Собственно, данная «примочка» обеспечивает студентам доступ к учебным планам и рабочим программам каждого изучаемого предмета, а также имеющейся литературе для освоения курса. Помогает она и отслеживать успеваемость, проводить все виды занятий в режиме онлайн. Собственно, в этом «пространстве» учащиеся ОмГА формируют свое портфолио и общаются с преподавателями.

— Особое внимание в условиях пандемии коронавируса уделено в Академии организации прохождения студентами практик, которое, в соответствии с указаниями Минобрнауки, также реализуется с использованием дистанционных технологий. Образовательные организации, являющиеся базами педагогических практик, реализуют взаимодействие со своими обучающимися с использованием средств электронных коммуникаций (видео-конференц-связь, обмен файлами). Студенты, проходящие практику, получают индивидуальные задания, связанные с организацией и проведением дистанционного обучения, готовят отчеты о прохождении практики и дистанционно отправляют их на проверку преподавателям академии, — указали в ВУЗе.

В свою очередь, государственная аттестация в ОмГМУ, высшем учебном заведении, выпускающем самых важных в текущей ситуации специалистов, — еще вопрос дискуссионный: БК55 ответили, что в скором времени ожидают письма из федерального Минздрава с руководством к действию.

Основой для подготовки будущих медиков стал электронный портал университета; руководство ВУЗа транслировало, что никаких проблем с подключением и дальнейшей работой в таком формате у студентов не возникало. Что же, БК55 продолжит следить за развитием событий.

Евгений Куприенко

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Каково омским ВУЗам в «цепких коготках» дистанта: ОмГПУ. Часть 1

Каково омским ВУЗам в «цепких коготках» дистанта: ОмГТУ. Часть 2