Опытный педагог и общественник испытал на себе «прелести» школьного дистанта и рассказал БК55 о его основных «помехах».

Несмотря на то, что учебный год для большинства школьников фактически завершен, осталась масса вопросов и опасений — ведь коронавирус за будущие несколько месяцев может и не ослабить свою хватку, что означает — следующий учебный год для омской детворы и подростков также стартует в онлайн-режиме.

Тем не менее, настает время, что называет, собирать камни — расставлять все по своим местам и определяться, куда же двигаться дальше.

Мы обратились к Борису Мельникову, видному историку, кандидату исторических наук, консультанту по нескольким научным дисциплинам, включая археологию и преподавателю старших классов с тем, чтобы он с высоты своего опыта обозначил перспективы и актуальное состояние дистанта по-омски. 

— Я для преподавания использую две платформы — Zoom и скайп, но в целом даже чисто технически для школьников у нас платформы не готовы. А ведь нагрузка серьезная в старших классах.

К большому сожалению, вся система образовательная наша заточена на вектор односторонний: есть некий субъект вещающий, а школьник — объект воспринимающий, вроде как впитывающий. Достаточно пассивное идет восприятие, потребительское. Если сравнить с европейской системой, там уже в среднем звене у них момент самоконтроля заостряется — то есть человек знает, что ему нужно самостоятельно освоить, по потребностям. У нас же, если не дали задание, будет сидеть и ждать, а по возможности как можно меньше «шевелиться». То есть момент мотивации провисает изначально, об этом в наших школах забывают.

Еще одна проблема, что привычка вырабатывается на списывание, которая уже чуть ли не в начальной школе проявляется. На мотивировочную часть упор надо делать в гораздо большей степени, нежели мы видим сейчас: человек должен понимать, что не для аттестата и диплома учится, осознавать, что дополнительная самостоятельная работа вполне нормальная вещь. Нынешняя ситуация должна бы заставить обратить на это внимание, даже возьмем ситуацию с ЕГЭ — школьники обрадовались переносу сроков и резко снизили к этому вопросу внимание, будто это не им нужно, словно бы отучились для преподавателя. Без вариантов — результаты этого года будут хуже, поскольку тесты уже сделаны заранее и меняться уровень сложности не будет, а уровень подготовки упадет на фоне снижения уровня самоконтроля.

Второй вопрос — вопрос методики преподавания. Старшее поколение чуть ли не поголовно оказалось шокировано и не готово. В итоге, смогли подстроиться только на уровне «прислал задание-проверил-выставил оценку» — примитивный уровень контроля, плюсики поставили, все отметили и пошли дальше. Ничего не хочу сказать, конечно, молодежь из числа школьных педагогов тоже не слишком преуспела. В то же время нагрузки возрастают неимоверно и на учителей — на каждый урок составь по три-пять бумаг.

Борис Викторович призывает подумать о введении для учителей надбавок на фоне возросших нагрузок.

Если уж врачам в нынешней ситуации делают выплаты, то и педагогам надо коэффициенты надо вводить — теперь  каждого нужно проверить каждый раз, каждому отписаться.

За плечами у Бориса Викторовича, свыше 20 лет преподававшего в ОмГУ исторические дисциплины, также несколько десятилетий изучения вопросов дистанционного обучения, поэтому себя он попросил отделить от общей статистики.

— Еще в начале века разрабатывались проекты дистанционного образования на всех уровнях. Я выпускал и первый курс в те времена, — поведал нам Мельников.

Контроль, на его взгляд, сейчас снижен до умопомрачительных пределов.

— Одно дело, когда ты в классе, ситуацию видишь — и то аудитория свыше 7 человек трудно контролируется, психологические особенности такие, ослаблен зрительный и личностный контакт. Каждого нужно время от времени контролировать, проверять на внимание, «выдергивать». Даже если в ВУЗе читают курс на поток, то есть сидит человек 100, о контроле говорить нельзя — он только опосредованный. В школьной среде, особенно по ту сторону монитора, даже и говорить не приходится. Тем более для тех, у кого никакого опыта нет в таком формате обучения, ведь харизматическая составляющая выпадает почти полностью плюс резко возрастает потребность следить за дикцией, за интонированием. Если все-таки на аудио ориентироваться, то надо иметь навык начитывания, словно записываешь аудиокнигу — задача никого не усыпить.

Таким образом, если говорить глобально о готовности к переходу на дистант, то это глупость полная. Никогда живое общение с ребенком эта система не заменит. Школьники любят предмет, где есть контакт с учителем, будь то математика, биология или что-то еще — многое строится на умении заинтересовать, от личности зависит. В высшей школе это даже усиливается, недаром есть понятие научная школа, методология лидера усваивается, и это распространяется на многие вещи — речь о трансляции знаний тут не идет. Хотя отдельные аспекты можно уже пополнять к базе сформированной, — заключил Борис Викторович. 

Евгений Куприенко