О том, чем и для кого полезен дистант, а также как теперь выглядит педагогическая практика, нам поведали специалисты ВУЗа.

Дистант — как много в этом слове для сердца русского слилось. Вроде бы и иронично, не будь сопряжено с целым ворохом сложностей — именно на местном уровне.

В Омске система обтачивалась, будто «квадратное» колесо. По окончании учебного периода у младшеклассников в областном минобре даже облегченно вздохнули: наконец, канут в лету приколы юнцов над не совсем продвинутыми в технике «преподами», а уж какое облегчение больше не получать пачками дистанционные тумаки от родителей, голова которых неожиданно «распухла» от каждодневного погружения в азы какого-нибудь курса алгебры уровня 6-го класса. В общем, ропот поутих.

Но многие вопросы в сфере высшего образования до сих пор не сняты. Или все-таки вузовское руководство «на местах» оперативно включилось в проработку сложностей дистанционного образования и уже тихонько? В общем, пока у омичей студенческого возраста и всех «сочувствующих» больше вопросов, чем ответов. С самыми острыми из них мы решили обратиться к представителям самих ВУЗов.

Стартовали с «кузницы педагогических талантов», ОмГПУ. Ведь там проблема наиболее широка, учитывая специфику.

Академик РАО Михаил Лапчик, профессор кафедры информатики и методики обучения этому предмету, призывает оглянуться на восприятие технологического прогресса в нашей стране в целом. На его взгляд, корень зла кроется в двойственном отношении.

— Мы исходим из того, что информационные технологии дают в руки преподавателя и учителя мощный инструмент для повышения эффективности и результативности учебного процесса по большинству дисциплин.

В то же время, мы не склонны считать, что учебный процесс нужно глобально переводить на использование ИТ. Это и понятно — без живого контакта с учеником педпроцесс теряет в разы, и никакие самые передовые цифровые технологии не заменят «живого» учителя.

Вместе с тем, профессор замечает, что коронавирус открыл глаза — дистант явно уместен не только в такие кризисные моменты.

Собственно, одна из ступеней вузовского образования вполне адекватно чувствует себя именно таких условиях.

— Есть достаточно большое число примеров целесообразного применения полного дистанта. К их числу относится и подготовка магистрантов, среди которых преимущественно работающие специалисты, которым в силу занятости очень непросто учиться согласно расписанию в аудиторном режиме. Надо учесть, что подготовка магистров — это подготовка людей, уже имеющих высшее образование, а сам учебный процесс в магистратуре в значительной степени связан с самостоятельной, творческой работой, — поясняет Михаил Павлович.

Для бакалавров профессор рекомендует «точечный» дистант, так называемое «смешанное обучение».

Вместе с тем, он отмечает, что даже такой тонкий формат вузовского обучения как практика на этапе магистерского обучения вполне «привольно» чувствует себя в «координатах» дистанционного образования.

— Если говорить о практике для магистрантов, то для них дистанционная форма работы является предпочтительной. Но и сам характер практик для студентов, осуществляющих поисковую экспериментальную работу, как правило, на базе тех же образовательных организаций, в которых они работают, вполне допускает различные формы дистанционного взаимодействия.

Нам показался вполне логичным вопрос о подготовке кадров, которые были бы заточены под такую форму обучения.

Оказалось, что паника в этом плане преждевременна: «производство» таких специалистов в стенах ВУЗа налажено.

— ОмГПУ имеет многолетний опыт подготовки магистрантов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В нашем университете реализуются программы «Электронное обучение», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «ИТ в физико-математическом образовании». Учебный план этих магистерских программ содержательно наполнен дисциплинами, на которых развиваются методические и технологические компетенции специалиста в области цифровизации образования, — заверила нас руководитель отдела ресурсного обеспечения образовательных процессов центра информатизации ОмГПУ Елена Гайдамак.

Среди устоявшихся в студенческой практике элементов дистанта также разработка в магистерских исследованиях этого формата работы.

— Выпускники в рамках своих магистерских диссертаций разрабатывают модели электронного и дистанционного обучения, современные электронные образовательные ресурсы, дистанционные курсы, сетевые образовательные проекты и другие инициативы, — пояснила специалист педуниверситета.

Что же касается приемной кампании-2020, то студенты-магистранты также могут прирасти знаниями в сфере онлайн-образования, решившись освоить одну из следующих программ: «Информационные технологии в образовании» (бюджет, очное обучение, 11 мест), «Тьюторство в цифровой образовательной среде» (бюджет, очное обучение, 11 мест), «Информационные технологии в физико-математическом образовании» (бюджет, очное обучение, 9 мест), «Тьюторство в цифровой образовательной среде» (бюджет, очное обучение, 11 мест).

— Использование электронных образовательных ресурсов для студентов и преподавателей ОмГПУ является привычным и не вызывает затруднений. Сейчас практически у каждого студента есть компьютер, планшет либо телефон, с помощью которых можно выйти на образовательный портал ОмГПУ и прослушать лекцию, просмотреть видеоролик, выполнить задания. Для сотрудников постоянно проводятся курсы повышения квалификации, консультации по использованию возможностей портала в образовательной деятельности университета, — заметила Елена Сергеевна.

Елена Чухина, возглавляющая Центр магистерской подготовки по программам педобразования, пояснила, что в общей сложности в ее поле зрения на сегодняшний момент порядка 460 будущих выпускников-магистрантов. Процесс их перевода на «дистанционку» она признала «трудоемким, но вполне управляемым». В помощь — отлаженная электронная система, которая обслуживает ВУЗ уже свыше 10 лет.

Сложности с переходом на дистанционное обучение возникли у студентов-выходцев из отдаленных районов области из-за ограниченных возможностей интернета, замечают в ОмГПУ. Также Елена Чухина признала, что не у каждого даже к этому этапу обучения формируется навык самостоятельного освоения материала. В таком случае, прогнозировать даже неплохой результат очень и очень сложно. При этом она выделила несколько несомненных преимуществ дистанционного формата обучения. Среди таковых увеличение возможности для самостоятельной деятельности студента и развитие навыков работы с информацией.

Безусловно, «текущий» учебный процесс в режиме онлайн не основной повод для беспокойства сотрудников ВУЗа — в разы сложней адекватно простроить в новых условиях программу педагогической практики и защиты ВКР.

— Процедура защиты ВКР была осуществлена в реальном времени через образовательный портал ОмГПУ посредством модуля BigBlueButton, позволяющего организовать видеоконференцию. Такой формат позволил сохранить возможность активного открытого обсуждения проблем, вынесенных на защиту. Любой участник видеоконференции мог задать вопрос, высказаться по существу обсуждаемой проблемы. Важно отметить, что все представители комиссии, а это 5 человек, и магистранты находились удаленно, что требовало особой координации действий со стороны всех участников.

Члены комиссии заранее имели возможность ознакомиться с материалами для защиты, для них были сформированы и отправлены пакеты документов на каждого магистранта. Процедура защиты была традиционной: доклад магистранта, сопровождающийся презентацией, ответы на вопросы комиссии, ответы на замечания рецензента и отзыв научного руководителя. Защиты прошли успешно, все магистранты (72 человека) получили положительные отметки и теперь ожидают дипломы, подтверждающие факт окончания обучения и получения степени «магистра», — также поведали нам в ОмГПУ.

Среди положительных сторон нововведения сами студенты, по словам специалистов ВУЗа, отметили «сглаженность» предзащитного мандража, который периодически отражается на качестве презентации работ. Как говорится, дома и стены в помощь. Правда, в то же время отсутствие неформальной реакции, которую наблюдаешь на лицах в аудитории, многих смущало.

А что же с педпрактикой, которая погружает «зеленых» будущих учителей в суровую реальность? Неужели от нее теперь не осталось и камня на камне.

— Сложнее проходил перевод в дистанционный формат педагогических и научно-исследовательских практик, поскольку их прохождение связано с непосредственным взаимодействием с детьми и учителями омских школ, преподавателями ОмГПУ и одногруппниками. Преподавателям кафедр педагогики и психологии ОмГПУ потребовалось найти альтернативные формы организации указанных взаимодействий, перестроить программы практик, сохранив их содержание.

Если раньше во время научно-исследовательской и педагогической практики магистранты непосредственно участвовали в конференциях, проводили опросы и исследования в школах города, изучали литературу в библиотеке, то теперь их задания ориентированы на онлайн-взаимодействие: участие в бесплатных вебинарах, организуемых партнерами ОмГПУ; проведение опросов с использованием Google-форм; выход на платформы «Дневник.ру», «Яндекс-Учебник» и другие; работа с сайтами образовательных организаций города Омска и Омской области; взаимодействие с использованием социальных сетей; работа с электронными библиотечными системами и профессиональными базами данных, которые обеспечивают индивидуальный неограниченный доступ обучающихся к изданиям электронных библиотечных систем (IPRBooks, БиблиоРоссика, Юрайт и другие), и электронным образовательным ресурсам, — разъяснила нам руководитель Центра магистерской подготовки ОмГПУ.

Скоро «веяния» такого времени будут учтены в методических и педагогических дисциплинах, заверяют нас в одном из основных омских ВУЗов.

Подводя итоги, можно сказать, что дистант во многом для педвуза ни что иное как суровый вызов, но современные подходы, о которых в этих стенах стремились никогда не забывать, позволили не допустить провала.

Теперь осталось лишь приемную кампанию «пережить» — тогда с большой долей вероятности можно говорить, что кризис миновал.

Евгений Куприенко