Редакция БК 55 решила выяснить, как в период самоизоляции людям обращаться в центры по защите прав потребителей и чем могут помочь эти службы.
В это непростое время, которое продиктовано пандемией коронавируса, многие вынуждены проводить большую часть времени дома, а иные же увольняться. Многие работодатели вынуждают брать отпуск без содержания. Людям не хватает денег на элементарное, цены поднимаются, не говоря уже о том, что техника выходит из строя. Захочешь взять кредит — не тут- то было, теперь банки стали более придирчивыми. Как быть людям и кто поможет, если их права нарушаются? Для этого существуют правозащитные общественные организации. С представителями нескольких их них нам удалось побеседовать.
Молчаньем прав не будешь
Омский Союз потребителей «Щит», руководитель Евгений Рабинович:
— Евгений Яковлевич, скажите, как вы сейчас работаете? И по каким вопросам чаще всего обращаются омичи в период самоизоляции?
— Сотрудники нашей организации сейчас тоже находятся дома, работают удаленно. Чаще всего люди жалуются на то, что не работают сотовые телефоны — в основном бывают не исправны батарейки. Также много поступает жалоб на повышение цен. Денег не дают, людей увольняют, а цены растут. Как людям выживать в таких условиях? Ко всему прочему поступают жалобы на банковскую систему. Банки не дают кредиты, ждут каких-то особых указаний, президента указаний им мало. А вообще скажу, что жалуются практически на все: на почту, на продажу отдельных видов товаров, на неисправную технику. К сожалению, у нас нет организации, которая объединяла бы все другие организации по ремонту бытовой техники. Конечно, раньше мы занимались проверками, а теперь из–за режима самоизоляции этого делать нельзя.
— В каком положении находятся в Омске подобные вашей организации?
— Хотелось бы отметить, что организации по защите прав потребителей сейчас в каком-то загнанном положении. Власти на них почти не обращают внимания, в основном сосредоточены на налогах, а слово «потребитель» игнорируется, как будто и людей таких не существует. А ведь мы все потребители.
Права не дают — права берут
Другим нашим респондентом стал председатель Общества защиты прав потребителей в сфере ЖКХ Александр Лихачёв.
Ему были заданы подобные же вопросы, ответы были такими:
«Мы работам как и прежде, правда приходится носить с собой справку и паспорт. Люди восприняли самоизоляцию по-разному. Я с первого дня никого не критикую: ни тех, кто считает, что вирус ерунда, ни тех, кто действительно верит передачам Киселева и Соловьева. Среди наших членов общества потребителей людей старше 60–ти около 80%. Именно они чаще смотрят телевидение, верят всему, что там говорят — боятся вируса и не приходят к нам на прием. Поэтому вместо обычных 20-30 человек на прием приходят всего 3-5 человека. Правда, у кого дома есть интернет, направляют жалобы через него. Управляющие компании с апреля работают в другом режиме, поэтому у них есть повод не проводить собрания и не отчитываться. На это все я смотрю с удивлением. Более абсурдных мер, которые приняло государство в сфере ЖКХ, мне представить трудно. Мелким управляющим компаниям уже нечем своим сотрудникам выдавать зарплату. Многие жильцы действительно не имеют денег, а иные, пользуясь случаем, не платят ни нам, ни поставщикам коммунальных услуг», — рассказал Лихачев.
На его взгляд, все это кончится печально, и правительство РФ оказалось не на высоте в этой ситуации. Общество же потребителей напрямую зависит от тех правил, которые установило государство. Также он отметил, что изменения в структуре поступающих жалоб нет. Они просто носят сезонный характер.
Где царит сила, там закон бессилен
Следующий наш респондент — председатель «Общества по защите прав потребителей в сфере страхования» (ОЗППСС) Игорь Пушкарь:
«Сейчас суды закрыты, а для нас — это основное место работы, поэтому находимся дома и удаленно отвечаем на вопросы. Чаще всего поступают жалобы от населения на банки и страховые компании. Что касается последних, жалуются из–за невыплаты денег или из-за того, что заплатили меньше, чем стоит ремонт восстановления машины, например. Также жалуются на отказ банка о выдаче кредитов, но люди не понимают, что это право банка выдавать кредит или нет», — поведал Пушкарь.
Подводя итог, можно сделать вывод, что чаще стали люди обращаться в общества защиты прав по поводу высоких цен, сетуют на банки, которые стали более разборчивыми в выдаче кредитов, а в остальном все как и раньше, обращаются по тем же вопросам.
Редакции БК 55 хотелось бы получить комментарии от Роспотребнадзора по вышеперечисленным вопросам, однако пока сделать это нам не удалось.
Анна Пацула