Омский политолог и общественный деятель в своей серии материалов предложил принципиальный шаг для прорывного развития наших города и региона.
— Мне как человеку, проживающему в Омской области, хочется, что бы наш регион процветал, получил международное признание — не просто был городом-провинцией, за которым нет перспектив и будущего, хотелось бы, чтобы он явился локомотивом и для других регионов Западной и Восточной Сибири. Возникает вопрос — почему нужно развивать Омскую область не до федерального, а именно международного уровня? Я считаю, что мир в последние годы сильно изменился, качественные скачки произошли в сфере коммуникаций и информационных технологий, становиться другой мировая экономика, практически каждая региональная или национальная экономики стали на порядок более взаимосвязаны и взаимозависимы. Кроме того случился мировой кризис, говорящий о том, что классические методы управления и принятия решений на корпоративном и национальном уровнях не работают. Необходимы другие методики, другие управленческие школы. И те регионы и государства, которые найдут верные управленческие решения, станут центрами притяжения экономик других регионов и государств.
Активное участие в разработке стратегических проектов позволяет лучше понять, в каком направлении команда (руководство) региона предполагает его развитие, насколько она способна решить поставленную перед ней сверхзадачу. Нам необходимо изучить существующие проблемы у других регионов, компаний, государств и научиться их решать через призму возможностей Омской области, и через нахождения решений здесь. Область, с точки зрения этого рынка, обладает серьезным географическим ресурсом. К сожалению, омские власти не обратили внимания или не придали этому значения. Что необходимо создать для инвестора? Нужно, чтобы иностранный бизнес не чувствовал себя уязвимым. Чтобы у него была поддержка государства. Конечно, есть инвесторы, которые хотят вкладывать средства в Омскую область. Но их очень беспокоит то, насколько их инвестиции будут в безопасности. Им нужны гарантии в первую очередь от руководства региона, вы должно показать, доказать, инвесторам, что их бизнес защищен. Основное это то, что инвестор должен увидеть смысл экономический, политический, патриотический или какой-то другой в своих инвестициях здесь.
Задача Омской области сформировать несколько смыслов (идей). Пример — международный транспортно-логистический узел с ориентировкой на ЕС и Среднюю Азию. Для создания благоприятного инвестиционного климата необходима ясная и четкая стратегия развития региона. Инвестсообщество должно понимать и разделять эту стратегию и находить себя в ней. Стратегия развития региона, должна быть рассчитана на подготовленные региональными властями инвестплощадки, которые находятся в его собственности. Если необходима инфраструктура не только регионального, но и муниципального и федерального значения для реализации того или иного стратегического приоритета, то такая площадка должна быть сформирована. И регион здесь должен уметь выступать системным интегратором этой услуги для бизнеса. Необходимо иметь менеджеров в очень высоком статусе, которые будут взаимодействовать и с федеральным, и с муниципальным уровнем и стягивать весь региональный сервис для того, чтобы государственная услуга была представлена инвестору в комплексе. Нужны технологии управления, нужны долгосрочные стратегии, нужны люди, которые понимают, как этими инструментами пользоваться. Нужны технологии управления, нужны долгосрочные стратегии, нужны люди, которые понимают, как этими инструментами пользоваться. Команда менеджеров от власти, которые реализуют данные проекты, должны персонально отвечать за результаты своей работы.
Сегодня местные органы самоуправления просто бездействуют: Мэр или какой-то представитель власти не горит желанием предпринять какие-то действия, чтобы активизировать инвестиционный процесс. Задача губернатора — сделать так, чтобы все соответствующие структуры в регионе в этом отношении не бездействовали. Успешная реализация инвестпроектов в регионе в значительной степени зависит от умения региональных властей увязать и синхронизировать между собой существующие инструменты поддержки. Любой инвестпроект в финансовой и нормативной базе — это как мозаика. Необходимо привлекать тех людей, которые умеют компилировать сложную мозаику. Любым процессом нужно уметь управлять, управленец должен быть компетентен именно как управленец. Иначе все это превратится в говорильню. Если этот управленец не власть, то кто? Бизнесмены между собой никогда не договорятся: проверенно временем, бизнес эгоистичен, и поэтому консенсуса не будет, каждый преследует свои личные эгоистичные интересы. Но не все печально, есть в Омске профессиональные управленцы международного уровня, они уникальны, это штучный товар. Особое внимание необходимо уделять к переговорным процессам, к любым переговорам необходимо готовиться, начиная от изучения менталитета до анализа интересов инвесторов и предпринимателей.
А с учетом — этого понять, что может заинтересовать инвесторов в Омской области, какие предложения имеет смысл включать в программу встречи, а какие не стоит даже озвучивать. Если такой подготовки не будет, то переговоры пройдут впустую. Необходимо понимать, что тот регион, который предложит наиболее эффективные методы управления ситуациями, проектами, продемонстрирует свое умение решать сложнейшие управленческие задачи, займет активную позицию по наиболее перспективным направлениям к тому придут инвесторы, технологии и знания. У области имеются все необходимые предпосылки для прорыва и получения статуса региона международного уровня. Мы можем предложить российским и иностранным компаниям более оптимальную логистическую схему перемещения грузов, которая была основана на географических преимуществах Омской области. Всё это не имеет смысла без идей поддержанных руководством региона и проведения активных действий по продвижению этих идей на федеральном и международном уровне. В данной ситуации надо занимать не пассивную приспособленческую позицию, ориентированную на решения федерального центра, который сам не всегда может вовремя сориентироваться в этой сложной ситуации, а активную — разрабатывая и затягивая в свои проекты другие регионы и государства. В силу вышесказанного, уровень разработок стратегических проектов для Омской области должен быть международным — разработки федерального и регионального уровня обречены на провал — это потеря времени и ресурсов, а также, самое главное, это потеря перспектив для области. Предложенные ранее программы стратегического развития региона (2012–2018гг) показали свою утопичность, то есть выброшенные деньги на ветер.
Что необходимо на данный момент для Омской области?
Учреждение столицы ЕАЭС как драйвер развития области и Юго-Западной Сибири.
Одним из важнейших в стратегическом смысле регионов страны является Омская область. Она расположена в азиатской части России, но относительно недалеко от Москвы, находящийся фактически в центре самой длиной железнодорожной магистрали в мире, граничащий с Казахстаном и связывающий Центральную Азию (через Иртыш и Обь) с Северным морским путем, по сути это мощный Международный Мультимодальный Транспортный Узел. Омск объективно занимает стратегическое транспортно-логистическое и военное положение с точки зрения пересечения в этой точке важнейших векторов евразийской экономической и социокультурной интеграции.
Какова сегодня социально-экономическая ситуация в Омской области? По целому ряду социально-экономических показателей (объем ВВП, уровень доходов населения, динамика промышленного роста и т. п.) российские экономисты, социологи и статистики относят этот субъект РФ к числу депрессивных. Особенно красноречивым показателем в этом смысле становится динамика убыли населения за счёт эмиграции из региона наиболее квалифицированных кадров и, прежде всего, молодежи. «Безысходность» стала частью Омской локальной идентичности.
Можно эту ситуацию исправить?
Да можно, уверен в случае реализации предложенного проекта в Омской области, может стать мощным драйвером развития региона, вытащив её из депрессивного состояния в реальный экономический рост. Сегодня в России складываются определенные предпосылки для перехода страны к инновационной региональной политике. Первая и самая главная предпосылка — необходимость понимания того факта, что правительству России следует уделять больше внимания Сибири и Дальнему Востоку. Становится очевидным, что стягивать ресурсы, людей и деньги только в Москву — порочный путь. Нужно активнее развивать регионы, в особенности — за Уралом. И здесь важно, чтобы с соответствующими позитивными и обоснованными инициативами на президента и премьер-министра выходили сами главы сибирских регионов. Основное содержание предлагаемого проекта — учреждение на базе Омска (в партнерстве со столицей Казахстана Нурсултаном) столичного центра Евразийского экономического союза — по примеру того, как столицей СНГ стал в свое время белорусский Минск.
Для справки: Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — одно из самых перспективных трансрегиональных экономических объединений, которым будут прирастать Россия и российская цивилизация в целом в рамках так называемой «Глобализации 2.0», лидерами которой являются сегодня Дональд Трамп, Владимир Путин и Си Цзыньпин.
Учреждение в ЕАЭС своего столичного центра имеет важное значение также и для перехода стран — членов этого Союза на более высокий уровень интеграции. Напомним, что более 10 лет назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже высказывал предложение о предоставлении Астане статуса столицы ЕврАзЭС. Тогда в Комиссии Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России обсуждался этот вопрос, и Экспертный совет Комиссии ТС (при участии Института ЕАЭС) предложил иную схему. А именно — рассмотреть возможность создания столицы будущего Евразийского союза в Астане в привязке к ней территориально близкого российского города-миллионника, а именно — города Омск. В Нурсултане инфраструктура обеспечения межгосударственных и глобальных коммуникаций мирового уровня уже имеется. Но важно создать её и в Омске. Создание коммуникационной инфраструктуры федерального и международного значения, а именно — современных Конференц — Центра, Делового центра (Сити), Информационно-медийного центра, Международного аэропорта и других подобных объектов — могло бы стать мощнейшим фактором всестороннего развития Омской области и всей Юго-Западной Сибири.
Что конкретно дает нам предлагаемый проект, для Омской области и страны, если оно будет принято?
Первое и самое главное последствие реализации предлагаемого проекта — это наделение Омска столичным статусом (разумеется, не вместо Москвы, но в дополнение к ней). Разумеется, это важно для позитивации самоощущения омичей. Для понимания того, что Омск — не заброшенный город в степи, далеко за Уралом, а центр Евразии, столица перспективного цивилизационного образования, имя которому Евразийский экономический союз. Предоставление Омску некоторых столичных (в рамках ЕАЭС) функций позволит остановить отток из региона квалифицированных кадров, резко повысит привлекательность жизни в этом городе, позволит привлечь в регион инвестиции и поднять тем самым уровень жизни омичей.
Второе последствие реализации предлагаемого проекта — привлечение в регион федеральных и зарубежных инвестиций с целью создания в нем соответствующей коммуникационной и транспортной инфраструктуры. В Омск, как в столицу перспективного интеграционного объединения (ЕАЭС) могут и должны прийти не только деньги, но также квалифицированные кадры и иные ресурсы. Известные омские мостостроители хорошо поработали на строительстве Крымского моста, пора браться за строительство современных объектов в самом Омске.
Третье предполагаемое последствие реализации названного проекта — превращение Омска в важнейший транспортно-логистический хаб Северной Евразии, а также в стратегический узел важнейших кибер- и иных коммуникаций, важных в военном отношении. Через Омск, как известно, проходит та тонкая транспортная нить, которая связывает западную и восточную части нашей страны, и Большую Европу — с Большой Азией. Следует также иметь в виду, что между Омской и Нурсултаном по прямой линии всего 570 км (меньше, чем от Москвы до Санкт-Петербурга), и здесь напрашивается строительство современного автобана и скоростной железнодорожной магистрали типа «Сапсан». Весьма важно приступить к реализации больших интеграционных евразийских проектов и прежде всего — совместного с Казахстаном создания транспортно-логистической инфраструктуры в центре Северной Евразии. Вне всякого сомнения, необходимость развития Омска в качестве важного трансевразийского транспортного узла стратегического значения диктуется также проектами программы Великого шелкового пути, реализуемой Китаем. Существует масса других серьезных аргументов в пользу реализации проекта «Столица ЕАЭС». Так, в настоящее время контакты между Москвой и Астаной затруднены в силу большого расстояния между двумя столицами. Именно поэтому необходим перенос ЧАСТИ функций международного сотрудничества из Москвы в азиатскую часть России. Минск приближает СНГ к Европе, Омск призван приблизить Россию к Азии.
Варианты совместных (российско-казахстанских) инфраструктурных проектов
Одним из первых совместных инфраструктурных проектов в направлении реализации проекта «Омск-Нурсултан» могло бы стать создание в Омске и столице Казахстана современного Парламентского центра (Конференц-центра) под ПАЕС — Парламентскую Ассамблею Евразийского сообщества. По Аналогии с ПАСЕ (Европейским парламентом) депутаты ПАЕС могли бы проводить свои сессии то в Омске, то в Нурсултане, благодаря скоростной железнодорожной магистрали перемещаясь между этими двумя городами подобно тому, как депутаты Европарламента курсируют между Брюсселем и Страсбургом.
Вторым совместным инфраструктурным проектом России и Казахстана на рассматриваемой территории могло бы стать, как уже было отмечено выше, строительство высокоскоростной ж\д. магистрали и высокоскоростного (платного) автобана. Разумеется, в случае реализации этих планов аналогичные скоростные железнодорожные и автомагистрали в перспективе могли бы быть построены в сторону Новосибирска (на восток), Челябинска (на запад) и Тюмени (на северо-запад), в связи с чем Омск, мог бы стать также важной «точкой роста» для развития «пояса новых производств» в пространстве от Екатеринбурга до Кемерово и локомотивом индустриального и постиндустриального развития Сибирского региона в целом.
Третьим направлением совместных проектов России, Казахстана и привлеченных инвесторов на обживаемой территории (пространство между Омском и Нурсултаном) могло бы стать телекоммуникационное направление. Это и создание мощного корпункта телекомпании «Мир» с привлечением к его работе журналистов из стран ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и Шанхайской организации сотрудничества, и организация филиала Министерства информации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и учреждение в ОмГУ факультета евразийской журналистики.
Четвертое направление — создание на базе развиваемой агломерации «Евразийского технопарка» под любые перспективные в Центральной Азии производства, базирующиеся на российских высоких технологиях.
Пятое направление — учреждение филиала Евразийского банка развития (ЕБР) под задачи формирования Единого финансового пространства ЕАЭС, а также создание Международного (евразийского) финансового центра (МФЦ), специализирующегося, в частности, на финансовом и брокерском обслуживании иностранных инвесторов (например, из проявляющих интерес к российскому рынку арабских стран, Индии, Малайзии и т. п.), прежде всего, в сфере разведки и разработки новых месторождений в Западной и Центральной Сибири. Важнейшим направлением реализации евразийских инфраструктурных проектов в Омске наверняка станет развитие местной культуры. У города есть все основания стать одним из значимых культурных и, следовательно, туристически привлекательных центров Евразии. Не только потому, что в области имеется значительное количество культурных и исторических артефактов (времен Тартарии, Степного края Российской империи, гражданской войны в России и т. п.), но и потому, что предоставление Омску столичного статуса позволит поддержать местную креативную молодежь, которая, в свою очередь, совершенно точно придумает тысячу и один проект в развитие своего региона.
Еще одним важным направлением сотрудничества России со странами центрально-азиатского региона в рамках проекта «Омск-Нурсултан» в области культуры могло бы стать проведение в пространстве названной агломерации фестивалей многонационального искусства и Евразийских (зимних) игр, создание в Омске Евроазиатского варианта ЭКСПО и т. п. Еще одно направление будущего развития региона — образовательное. Так, одним из важнейших совместных проектов России и Казахстана могло бы стать преобразование Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева в Нурсултане в межгосударственный университет с филиалами в Омске и других странах Евразийского союза. Евразийский университет мог бы сыграть важную роль в укреплении европейско-азиатского социокультурного и иного стратегического сотрудничества. Так, в Омской части университета студентам из Азии и России преподаватели из Европы могли бы преподавать европейские языки (прежде всего, немецкий и испанский языки как языки глобальной конкуренции), а в Нурсултане — арабский и тюркские языки (как языки межнационального сотрудничества). Магистратура Евразийского университета (её технические факультеты, сформированные под задачи индустриального и постиндустриального развития Сибири) могла бы стать привлекательной не только для бакалавров из Томска, Новосибирска и других городов Сибири, но также для молодежи из азиатских стран.
С учетом истории Омской области, в которой до недавнего времени проживала самая многочисленная на территории России немецкая община (более 70 тысяч человек), европейский и, в частности, германский вектор проекта представляется весьма перспективным с инвестиционной точки зрения. С учетом общей ориентации России на сближение, в первую очередь, с немецкоязычными странами, проевропейская (то есть не проамериканская и не прокитайская) ориентация «Евразийского университета» могла бы иметь важное геополитическое значение. Полагаю, что сегодня у региона есть такой шанс — и его надо использовать.