Бодрый рапорт минсельхоза о «готовности к посевной «на все сто» выглядел гладко и красиво. На бумаге. А на самом деле?

Здоровые сомнения вызвало сразу несколько фактов. Объявленный с 1 апреля режим самоизоляции не коснулся аграриев, что вполне объяснимо — земля ждать не будет. Зато магазины, торгующие запчастями для сельхозтехники, не работали. И как, простите, тому же фермеру готовить технику к посевной, если для мелкосрочного ремонта невозможно купить элементарный ремень или подшипник?

Загадка сфинкса?

Через 2 недели, правда, догадались и им дать отмашку: работайте. Но вынужденный двухнедельный простой для многих аграриев может обернуться серьезными потерями, в том числе и урожая. Не зря говорят: весенний день — год кормит, а весна в этом году ранняя. Вопреки многолетней статистике, в районах отмечен быстрый сход снега: не 15 апреля, как обычно, а где-то с первого по третье число. Запас влаги в метровом слое почвы, как утверждают специалисты, на 30% меньше уровня прошлого года. Уходит влага — «делает ручкой» и урожай. Соответственно, работы по «закрытию» влаги 14 апреля должны были практически закончиться, а они только-только начались.

Хотя чему удивляться? В ответ на заметку «А сеять-то скоро будет некому: власть бесконечно далека от фермерских проблем» на сайте БК55, в министерстве заявили, что ремонтная кампания идет «полным ходом» и должна завершиться… аж, «к концу апреля (!)». В связи с вышеизложенным возникает закономерный вопрос: так сколько же единиц техники вышло на поля в семнадцати районах? Пять-десять или, как положено, от пятисот до тысячи? Увы, это осталось «за кадром».

Возникли проблемы у многих владельцев импортной сельхозтехники. Не смотря на заверения минсельхоза, что «на складах в полном объеме сформирован запас для подготовки самоходных машин и агрегатов к весенним полевым работам», многим пришлось дозаказывать. Кто не успел получить заказ до 1 апреля, в связи с жесткими ограничениями из-за коронавируса, вынуждены теперь ждать не одну неделю — всё зависло, в том числе из-за Москвы.

Во-вторых, у многих омских дилеров техперсонал, как отмечают многие, не очень высокой квалификации. В основном, по мелочи: поменять масло, фильтр и, пожалуй, всё. При достаточно серьёзной поломке только разводят руками. В этом еще в прошлом году убедился один из фермеров. Его американская сеялка стоимостью в 13 миллионов простояла 1,5 месяца — ни один из приглашенных «спецов» не смог устранить неисправность. Пришлось искать самому, «на стороне». Беда.

Ищут специалистов «на стороне» и владельцы американских тракторов марки John Deere — а их, говорят, не мало — чуть ли не в каждом хозяйстве. В январе этого года в очередной, четвертый или пятый раз — не помнят, просто сбились со счета — сменился дилер. Увы, убедиться в квалификации новых специалистов могут позволить себе не многие — компания подняла цены за услуги практически на 50%. Хорошо еще не на все сто!

А вот теперь мы подошли к основе основ посевной кампании — снабжению топливом.

Один из фермеров честно оплатил 20 тонн горючего и ждал его на следующий, край через день — горячая пора, время дорого. И был крайне удивлен, когда услышал от нашего старого «знакомца» — Романа Викторовича: солярку доставить не могу, машин нет.

— Стоп, как нет?!
— Вот так, ищите перевозчика.
— Но когда закрывали базу, нас уверяли, что доставят в любом объёме в любую точку — своих машин хватает.

А теперь немного предыстории. В апреле прошлого года, опять же в разгар посевной, возникли странные порядки по получению топлива. Вместо традиционного — платишь, получаешь на калачинской нефтебазе — всех аграриев посылали к некоему Роману Викторовичу Завацкому, менеджеру «Газпромнефти», а уж тот давал отмашку. Или не давал. Пытаясь понять — откуда, а главное зачем? — появилось это «промежуточное звено», корреспондент БК55 обратился к самому г-ну Завацкому. Тот, не долго думая, его послал и далёконько… в Питер, в местную пресс-службу «Газпромнефть-Региональные продажи» — сам он, видишь ли, был «не компетентен». (см. «Почти по Некрасову: омские фермеры должны теперь звонить Роману Викторовичу из «Газпромнефти»)

Вторая часть «топливных выкрутасов» «Газпромнефти» в Омске пришлась аккурат в разгар теперь уже уборочной кампании 2019 года.

В сентябре на сайт БК55 опять обратились фермеры. Им «пообещали» не только рост цен и перебои с топливом, но и ликвидацию Калачинской нефтебазы, снабжающей 5 районов области — Горьковский, Оконешниковский, Калачинский, Нижнеомский, Муромцевский. В общем, в пору кричать «Караул!» Естественно, сайт оперативно отреагировал заметкой «Американский госдеп опять пытается вставлять палки омским фермерам?», в которой поднял этот вопрос. Буквально на следующий день губернатор Бурков заверил, что провел переговоры с руководством «Газпромнефти»: дышите ровно, закрытие Калачинской нефтебазы откладывается до 15 ноября 2019 года, вплоть до конца уборочной кампании. Перебоев с топливом не будет.

А министр сельского хозяйства Николай Дрофа «оптимистично» добавил:

«ООО «Газпромнефть — региональные продажи» предлагает в качестве альтернативы использовать мощности Омской нефтебазы, которые позволят полностью удовлетворить потребности в топливе, необходимом для дальнейших полевых работ».

И вот на фоне бравурных заверений омских властей приходит убийственная новость. Калачинскую нефтебазу, ту самую, закрытие которой глава региона Бурков вроде бы отложил до 15 ноября  — все-таки прикрыли по-тихому, вопреки обещаниям, как нерентабельную. Объективно получалось, плевать они хотели как на уборочную, так и на репутацию омского губернатора. Повторим, сделано это было в разгар уборочной страды, на фоне отчета о росте чистой прибыли по МСФО, относящейся к акционерам нефтегазовой монополии в первом полугодии 2019-го года на 30 процентов.

Соответственно, у них, нефтегазовой монополии, владеющей крупнейшим в Европе омским НПЗ, рост прибылей и дивидентов, а местным крестьянам теперь для посевной и уборочной придется дополнительно раскошелиться на поиск и доставку топлива в деревню за 200-300 километров. И как тут не вспомнить про «Американский госдеп, пытающийся вставлять палки омским фермерам?»

… И ВОТ теперь Калачинскую нефтебазу, где затаривался топливом не один сельхозрайон, всё же закрыли окончательно.

А потому, в этом, 2020 году, наряду с другими, снова возник вопрос: как и что будет с поставками топлива? (подробнее см. «А сеять-то скоро будет некому: власть бесконечно далека от фермерских проблем»).

В ответ в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области клятвенно заверили:

«По информации, полученной от ООО «Газпромнефть — Региональные продажи», предприятие готово производить доставку ГСМ собственным транспортом. В парке имеются как крупнотоннажная техника, так и бензовозы объемом 5-6 куб. м.» (подробнее см. «Омский Минсельхоз: «Полным ходом готовимся к весенним полевым работам»)

Итог: гладко было на бумаге, да забыли про овраги — оперативно доставлять горючее у «Газпромнефти», оказывается, нет возможности. То есть, нет, ни обещанной крупнотоннажной техники, ни бензовозов объемом 5-6 кубов. Так что, звиняйте г-да фермеры, — или самовывоз, или ищите перевозчика!

Вот такое отношение крупнейшей нефтегазовой монополии, обосновавшейся в Омске, к сельским товаропроизводителям.

Как говорится, НИЧЕГО СВЯТОГО!

Ульяна Нескорова

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Прибыль работающей в Омске «Газпром нефти» выросла на треть

«Газпромнефть» опять подставила омского губернатора Буркова. Зачем?

Почти по Некрасову: омские фермеры должны теперь звонить Роману Викторовичу из «Газпромнефти»

Американский госдеп опять пытается вставлять палки омским фермерам?