В ходе рейда по многочисленным религиозным организациям выяснилось, как верующими соблюдается режим самоизоляции верующими.

В связи с распространением коронавируса Роспотребнадзором было вынесено постановление о закрытии церквей для посетителей в период «режима повышенной готовности».

Богат и многообразен русский язык! Вот и слово «самоизоляция» — два корня, два смысла. Отсюда и различное отношение к самому явлению. Кто-то делает упор на первой части «сам»: хочу изолируюсь, хочу — нет — решаю сам. Другие делают упор на второй — «изоляция» — и честно сидит дома. А тут еще и великий христианский праздник грядет. Как быть?

Мы решили поинтересоваться, к чему тяготеют в этом случае омичи, и, пройдя по религиозным организациям в предпасхальный день, выяснили как много тех, кто посещает церкви, рискуя своим здоровьем. Получилась такая картина.

Наш поход в религиозные организации выпал на день, когда, согласно Библии, Иисус был предан языческим властям, а именно 17 апреля (по православному исчислению). Отметим, что в этот день «Страстной седмицы» во всех церквях совершается вынос Святой Плащаницы, что символизирует снятие Пречистого Тела Иисуса Христа с Креста. Через день же православные отмечают Пасху. Обычно в праздничные дни в церквях бывает большое количество верующих, но в связи с распространением опасной инфекции посещать такие мероприятия — большой риск. Но все же церкви и другие религиозные организации существуют за счет пожертвований прихожан, и для них праздничные дни — это еще и способ получить материальную поддержку. И, как не трудно догадаться, многие из них не хотят лишаться такой возможности.

Стартовал наш своеобразный рейд с собора Воздвижения Креста Господня на улице Тарской. У церкви мы встретили нуждающихся людей, которые просят милостыню у прихожан. Мы поинтересовались, много ли омичей посещает храм в эти дни. На что особо разговорчивая женщина ответила:

«Ходят в церковь, но сейчас меньше, да и жертвуют хуже, чем в былые времена».

Дверь в храм была открыта. Пройдя внутрь, мы увидели прихожан, магазин с религиозной атрибутикой тоже работал. Нам удалось взять комментарий у служителя церкви, который представился отцом Александром:

«Сейчас церковь посещают не так много народу. В утренних и вечерних службах участвуют только священнослужители и хор. На этот момент двери храма закрыты для прихожан», — рассказал священнослужитель.

Стоит отметить, что когда мы выходили из храма, охранник запер за нами дверь на замок, продемонстрировав нам, что отец Александр не слукавил.

Впечатление от посещения одного из самых старинных храмов города Омска у нас осталось не худшее. Порадовал и тот факт, что священнослужитель не стал убегать от нас и все пояснил. Было бы везде так… Но увы, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Наши последующие путешествия обернулись глубочайшим разочарованием. В Успенском кафедральном соборе, что на Тарской, 7, нас ждал более холодный прием.

Храм был полупустой, ходили лишь служители церкви, подготавливались к выносу плащаницы. Одна из служительниц, продававшая церковную атрибутику, рассказала, что храм не закрыт и на службу могут прийти прихожане. Она сделала попытку позвонить одному из священников, чтобы он пояснил нам детали работы собора, но оказалось, что все заняты подготовкой к выносу плащаницы. Правда женщина предложила нам подождать окончания службы. Времени у нас было не так много, поэтому мы отправились дальше, не дождавшись комментариев.

Решили заглянуть и в лютеранскую религиозную организацию под названием «Евангелическо-лютеранская церковь», расположенную по адресу Рождественского, 2/1. Двери церкви оказались не просто заперты, но будто бы заколочены — на территории не было даже машин служителей. Возможно сказалась немецкая дисциплинированность: они не стали рисковать ни своим здоровьем, ни здоровьем прихожан.

В Николо-Казанском соборе на Труда, 34 нас поджидало первое разочарование.

Как только зашли в церковь, служительницы стали беспокоиться и интересоваться, с какой целью мы явились.

Одна из них заявила, что фотографировать нельзя, только с благословения батюшки. На вопрос, почему так, она ответила:

«Спросите об этом не меня, а в епархии».

Прихожане в храме были менее «критичны». Кто-то из них кинул фразу, что грех будет большой за непослушание батюшки. Мы приняли решение не рисковать и найти кого-то из высших духовников. Однако все священнослужители были настолько заняты своим делом, что не нашли времени дать нам комментарий. По мере нашего путешествия, казалось, страсти накалялись, наверно сказалась Страстная неделя.

В Храме иконы Божьей матери «Знамение» на Куйбышева, 119 нас послали «по матери». Здесь прихожане оказались очень активными — явились на службу и стар, и мал. Правда дистанция была соблюдена. А вот служители не захотели соблюдать дистанцию относительно нас. Одна из них подошла к фотокорреспонденту Александру Катаеву и заявила, что снимать здесь ничего нельзя. Он хотел уточнить причину, но женщина ничего внятного не ответила, а лишь постоянно бегала за фотографом, исполнявшим свой долг, по залу, прикрывая объектив камеры. Тут в дело ввязался один из прихожан: он стал громко заявлять, что журналистов выставит за дверь. От слов мужчина быстро перешел к делу: схватил одного из корреспондентов со словами:

«Я бывший военный и быстро с вами разберусь».

Такой скандал привлек всеобщее внимание, и разъяренный верующий сдал таки свои позиции, отпустив корреспондента. В бой вышла «тяжелая артиллерия». Один из священников прервал свой ритуал, подскочил к Катаеву, схватил его, пытаясь вырвать телефон. Дабы уже совсем показать свою власть в храме, он выходившему корреспонденту дал пинок сзади, при этом произнося нецензурные слова. Корреспондент решила выяснить, почему такая агрессия, но вместо этого служитель схватил и ее выставив за дверь со словами:

«Пошла вон».

На место была вызвана полиция. С ней разбирался настоятель прихода Николай Сопижук. Даже перед полицейскими он вел себя как хозяин, заявив, что никто не нападал на корреспондентов и вообще храм — это его собственность и земля, на которой мы находились, тоже его, значит, он вправе устанавливать здесь свои порядки. Однако напомним, что согласно статье 144-й уголовного кодекса «о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов», общественное место для корреспондентов не может быть закрыто. Санкция по ней предполагает лишение свободы до шести лет или принудительные работы до пяти лет. Но, видимо, для священника, по его скромному мнению, закон не писан. Он посчитал корреспондентов представителями «темных сил» и выдворил их из храма. Сейчас в полиции идут разбирательства по данному инциденту.

Не теряя силы духа, мы отправились в другой храм — Церковь Архистратига Михаила, на Завертяева, 25. Здесь оказалось все спокойно. «Стражи порядка» встретили нас у дверей и пояснили, что пускают людей только свечку поставить, не допуская массового скопления верующих.

Пасха

Пасхальное утро, когда мы решили продолжить нашу стихийную и всеохватную «инспекцию», встречало нас умиротворенной прохладой. Еще бы — вскоре до нас дошли слухи, что множество православных омичей отдали дань многовековой традиции, отстояв всенощную. Причем речь шла далеко не о допустимой полусотне прихожан, находившихся друг от друга на полутораметровом расстоянии. 

Впрочем, мы решили временно сменить приоритеты, приоткрыв для себя двери в мир веры евангелистской. Предполагалось, что свои пластиковые, смотрящиеся диковато на фоне увиденных ранее, двери нам отопрет Омская епархия Церквей Христиан Веры Евангельской на Энтузиастов, 6. Не тут-то было: даже в отсутствие каких-либо инструкций для прихожан дверь была заперта. Нам, впрочем, повезло буквально наткнуться на подъезжающего к кирпичному сооружению его владельца. Он подтвердил, что с тех пор как ввели режим самоизоляции, храм закрыт для посещения «капитально». 

И все-таки что-то подсказывало нам — расслабляться рано. Обойдя здание и затратив на это 10-15 минут, мы услышали доносившиеся из неплотно запертого окна привычные песнопения евангелистов, восславляющих Создателя. Впрочем, звук не походил на живое исполнение. Истина для нас в этом случае, видимо, так и останется непостижимой.

Еще одним маленьким чудом стал для нас укрывшийся глубоко в частном секторе на окраине Советского округа Храм Всех святых сибирских. От внезапно «выплывшего» на нас из-за поворота здания храма так и веяло святостью и особой теплотой. Как большинство православных храмов, он стал объектом несения службы мини-наряда полиции из четырех человек. Прихожане примерно в таком же количестве разместились на прихрамовых скамейках под сенью местных елочек в ожидании мини-таинства — освящения пасхальных куличей.

Одна из прихожанок продемонстрировала нам свое христианское видение на происходящее:

— Вы знаете, мы пришли вообще-то в храм. Если господь не допустит этого заболевания, оно не случится. В этом и есть проверка веры. А если Он захочет, чтобы я заболела, я заболею, вот и все. Как говорится, волков боятся — в лес не ходить.

Примечательно, что и здесь нам напомнили о благословлении батюшки на съемку, однако ничуть не позволили себе грубости: выйдя из храма, в котором службу, как и предписано, отменили, матушка сказала нам:

— Батюшка заметил из окна, что вы снимаете. Вы бы испросили у него благословления. Необходимо просто подойти и попросить «Батюшка, благословите на съемку», и он вас благословит, — наставила возможно не воцерковленных людей служительница культа.

Пожалуй, наиболее дисциплинированными оказались в нынешних обстоятельствах правоверные мусульмане: главный муфтий Бота Бакулин призвал адептов веры чтить установленные правила, продолжая общаться с богом на дому. Теперь двери каждой мечети заперты.

В частности, у одной из них, Хаир-Ихсан на Богдана Хмельницкого, 140 мы обнаружили объявление со следующим текстом:

— В связи с карантином закрыто. По острым вопросам звонить…

Старинный, возведенный еще в 1911 году, Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы тоже занимает не самую обширную площадь, однако он сохранил некую претенциозность. Что же касается радушия, то его прежде всего проявили полицейские, пропуская нас с допустимым количеством прихожан, которые также пришли либо свечку поставить, либо освятить кулич.

Что же касается батюшки, то он, заметив журналистов, проявил плохо скрываемое смущение:

— Я бы не хотел, чтобы вы нами интересовались. Я прокомментировать ничего не могу, ибо косноязычен с детства, — заметил он.

Провожая нас и попутно отмечая, что не давал благословения на фотосъемку, он все-таки пояснил свое решение:

— Вы ведь не с благими целями пришли, а искать соринку, нарушения, — заметил настоятель — иерей Вячеслав Галаган. 

Долог и тернист был наш путь к вере баптистской: церковь Евангельских христиан-баптистов «Пробуждение» обнаружилась в типовом дворе на 8-й Линии. Однако организация и в мирное время не слишком открыта, сейчас же никакой возможности заглянуть в «святая святых» нам не предоставилась.

Что же касается альтернативных религиозных течений, то они сейчас также ушли в онлайн: так в храме «Общество Сознании Кришны» рассказали, что прихожан сейчас не принимают. В самом помещении живут и отдают дань божествам в настоящее время лишь сами монахи. Утренние и вечерние службы, которые они проводят, транслируются в режиме онлайн. Организованный при храме магазин тоже закрыт.

В общем, стоит отметить, что когда правоохранители взяли под контроль ситуацию, произошли разительные перемены: двери многих храмов наконец были заперты, что наверняка убережет омичей от коварной инфекции.

Анна Пацула, Евгений Куприенко