В феврале стало известно, что классический университет — ОмГУ — существенно снижает количество кафедр, которые будут выпускать студентов, и даже избавляется от одного факультета. От своего же культурного подразделения в «универе» не отказались, но весьма уплотнили его.
Хотя, на первый взгляд, можно сказать, что «культуристам» даже повезло. БК55 решил разобраться, а действительно ли повезло, и будет ли после слияния кафедр тот уровень обучения, на который рассчитывают студенты, и который рекламирует на своем сайте деканат ФКиИ?
«Факультет культуры и искусств —
• качественное образование
• престижный диплом
• бюджетные места
• востребованные специальности», — говорится там.
На счет бюджетных мест, прямо скажем, не все так просто. В учебном году 2019-2020 их не было вовсе. В пору было закрывать факультет, тем более, что учиться на платной основе желающих может найтись не очень много.
В Омске никогда не было ни хореографического, ни театрального училищ, ни консерватории, а значит традиций высококлассного обучения у нас не столь много. Потому цифра в 110 тысяч рублей за семестр (следовательно учебный год обойдется в 220 тысяч), которую просят в Омском университете за возможность получить платно диплом о высшем образовании в сфере культуры и искусства видится несколько преувеличенной.
За такие деньги исполнители поедут учиться в соседние Новосибирск и Екатеринбург, где есть консерватории и театральные училища, или другие города, значительно западнее Омска. По мнению некоторых опрошенных нами респондентов, хорошо знающих предмет разговора, сумма эта не соответствуют уровню оказываемых образовательных услуг.
«К вопросу объединения кафедр отношусь отрицательно, так как считаю, что это снижает управляемость учебным процессом. Университет делает это без учета специфики факультета. Оставить три кафедры! Это развал! Это возврат к концу 80-х годов 20-го века, когда только начал формироваться местный филиал Алтайского Государственного Института Культуры (который потом и был преобразован в ФКиИ ОмГУ —примечание БК55).
Сильно отличается специфика специальностей и направлений. Слияние кафедр объясняют сложной финансовой обстановкой в вузе и малочисленностью контингента. В этом году дали более 80 бюджетных мест, и если в перспективе будут выделяться места в таком количестве, то в случае набора будет малоэффективным управление разных специальностей. При этом будет сокращение штата. Могут пострадать титулованные совместители», — убежден источник нашего ресурса.
Заметим, что пока на сайте факультета культуры и искусств ОмГУ значатся 4 кафедры. Симбиоз представителей кино-фото-видеотворчества и режиссуры и хореографии пока, судя по всему, не состоялся.
Впрочем, как понятно из названия, Станиславских от массовых праздников и Плисецких местного масштаба заставили быть вместе против их воли еще раньше. Эта пара, соединившая, в прямом смысле слова, «коня и трепетную лань», выступила в авангарде университетской истории с объединением.
Зимой 2019-го звезда Омского музыкального театра Нина Маляренко получила диплом о высшем хореографическом образовании и была одной из последних выпускниц самостоятельной кафедры хореографии. Сегодня отдельного подразделения на факультете культуры и искусств для служителей Терпсихоры нет.
«Количество студентов снизилось только при наборе 2019-го года, в связи с отсутствием бюджетных мест! А вообще все эти вопросы нужно задавать чиновникам в министерстве образования РФ. И, да, я не даю комментарии, я занимаюсь творчеством», — несколько высокомерно ответила преподаватель — хореограф Ольга Горобчук на вопрос БК55 о том, как сказалась утрата самостоятельности кафедры хореографии на качестве образования танцоров.
В этом году г-же Горобчук, создательнице и бессменному руководителю омского театра танца «нОга», легко быть высокомерной: хореографам выделили целых 10 бюджетных мест. Но будет ли так далее?! Зато не получили ни одного представители специальности «Социально-культурная деятельность» (СКД) — именно она отвечает за подготовку руководителей культучреждений.
СКД по решению ректората ОмГУ слили с кафедрой театрального искусства и актерского мастерства, назвав ее красиво: «Театрального искусства и социокультурных процессов». Заметим, ранее вставал вопрос о том, что в регионе в ближайшее время наступит кадровый голод на руководителей учреждений культурного профиля. Именно кафедру СКД закончили в свое время многие чиновники областного и городского масштаба.
В 2006-м году ее диплом получила ныне вице-мэр Анастасия Терпугова. В этом году можно будет получить эту специальность на платной основе за 33 тысячи рублей за семестр.
Анастасия Терпугова, выпускница кафедры «СКД» факультета культуры и искусств ОмГУ, ныне вице-мэр Омска
Хотя бюджетные места по специальности «Менеджмент», вполне возможно, есть и в других вузах, а культурную специфику новоиспеченный руководитель культсферы освоит по ходу дела. Этому есть примеры. Валентину Соколову в середине 80-х годов прошлого века назначили директором Омского театра юного зрителя переводом с шинного завода. Валентина Николаевна вполне успешно проработала директором учреждения Мельпомены много лет, не владея поначалу театральной спецификой.
Если продолжать тему с объединением, то самым крупным из них в культподразделении ОмГУ стал симбиоз музыкантов-исполнителей с хоровиками и вокалистами. Причем, заметим, что оба направления были, пожалуй, наиболее сильными на факультете культуры и искусств.
«По опыту подобных объединений ничего хорошего быть не может. Для сравнения: когда мы были филиалом Алтайского института культуры в 90-е, основные образовательные программы соответствовали уровню консерватории по набору учебных дисциплин и количеству часов. Особенно в части дисциплин профессиональных! Абитуриентами могли стать только выпускники средне-специальных профильных учебных заведений. Качественный студент плюс качественное образование давало прекрасные результаты, и выпускники тех лет прекрасно это доказали.
Проблема началась не в Омске, а в целом в образовании, когда советская прочная система образования была уничтожена европейским и американским подобием образования. Я имею в виду бакалавриат. Конкретно для нашего региона «черным вторником» стало вхождение в состав ОмГУ, для которого наш факультет оказался «пятой ногой». Резко упало как число абитуриентов — нам перестали давать набор, — так и их качество. Мы стали принимать на музыкальные специальности людей без подготовки.
Обучение в музыкальной школе не является достаточной базой для получения высшего профессионального образования. Конечно, бывали исключения, когда талантливые студенты без начальной базы становились настоящими профессионалами! Теперь же исключением являются студенты пригодные к образованию. В итоге этих преобразований мы по сути стали средне-специальным учебным заведением. Учебные программы «оптимизированы» настолько, что профильные дисциплины сведены к минимуму, напоминающему ликбез.
А отдельные проректора так рьяно радели за государственные средства, что предлагали заниматься вокалом или дирижирование группами!!! А самым ужасным для этих горе-начальников был тот факт, что на специальных предметах на одного ученика приходилось сразу два педагога!!! «Это же непрактично!», — кричали они!!! Срочно провести оптимизацию!!!
В общем, на фоне этих действий нынешнее слияние вряд ли может что-то ухудшить. К тому же Татьяна Ивановна Чупахина (нынешний декан факультета культуры и искусств ОмГУ — примечание БК55) — музыкант, и прекрасно понимает, в какой сложной ситуации мы все находимся. Я не склонна драматизировать и потому смотрю с надеждой и оптимизмом вперёд. Войны пережили, переживём и слияние кафедр. Нам бы сейчас не допустить распространения вируса и как можно скорее вернуться к нормальной жизни!», — таково мнение Марины Кушпилевой, известного педагога-хормейстера, которая возглавляет местное отделение «Всероссийского хорового общества».
Выходом из создавшейся ситуации, которая может резко углубить качество высшего культобразования в регионе, один из наших респондентов посчитал организацию в рамках университета отдельного института, имеющего культурную направленность. Видимо, по типу института сервиса, который вошел в состав Омского технического университета и был переименован в институт дизайна и технологий.
«Подавать документы надо не на кафедру и, по большому счёту, объединились или отделились они, большого значения не имеет. Имеет, когда едут в Питер к Гергиеву и только к Гергиеву или в консерваторию в класс к определённому педагогу… Хотя и у нас народ интересуется: если Поддубная набирает на народный вокал — то да!!! Интересуются, кто из режиссёров будет Мастером. Но это не многие, те кто понимает и ценит. В большинстве случаев абитуриенты знакомятся с кафедрой и педагогами на вступительных испытаниях, часть на подготовительных курсах и формируют там своё мнение», — резюмировал тему источник, близкий к приемной комиссии ОмГУ.
Напомним, в 2015-м году депутат Госдумы Андрей Голушко ставил вопрос об организации в Омске отдельного культвуза, но его не поддержала даже руководившая тогда факультетом культуры и искусств Нина Генова. В то время государство не было склонно организовывать отдельный вуз в провинциальном городе.
Виталий Маевский
Фото из открытых интернет-источников