ЕСПЧ рассмотрел дело по жалобе жителя Омска, много лет оспаривавшего статус недееспособного лица и связанное с этим ограничение в правах. Как рассказал правозащитник Александр Зенюк, представляющий интересы гражданина, ЕСПЧ признал, что представители Омской клинической психиатрической больницы и Куйбышевский суд нарушили Конвенцию о защите прав человека, в том числе статьи о праве на свободу и личную неприкосновенность, о лишении свободы на законных основаниях и праве на судебное рассмотрение этого вопроса, а также о праве на уважение частной и семейной жизни. Минфин РФ обязан выплатить гражданину 25 тысяч евро компенсации нематериального ущерба.
В 1998 году психиатры назначили Александру Л. вторую группу инвалидности без права трудоустройства. В 2000 году комиссия из врачей Областной клинической психиатрической больницы вынесла заключение о том, что он "не способен осознавать смысл своих действий и контролировать их". На основании этого представления Куйбышевский районный суд Омска без участия пациента или его представителей признал его недееспособным. Александр Л. не согласился с таким вердиктом, направляя в разные инстанции жалобы с требованием провести независимую психиатрическую экспертизу. В ответ его оставили в стационаре «в связи с тяжелым состояние», которое, как объяснили врачи, выражалось в написании жалоб на действия больницы и попытках восстановить дееспособность. При этом его опекуном была назначена больница, что вообще лишило Александра каких бы то ни было возможностей повлиять на ситуацию. Его не только не отпускали домой, но и запретили встречаться и даже разговаривать с родственниками.
В 2002 году к делу подключился правозащитник Александр Зенюк, но лишь через год удалось добиться назначения опекуном дочери пациента и вызволить его из больницы. Почти десять лет правозащитники и Александр Л. добивались проведения независимой экспертизы c привлечением врачей, не связанных с больницей. Но суды всех инстанций им отказывали, ссылаясь на невозможность принять результаты негосударственной экспертизы. Пройдя все инстанции, в 2010 году через знакомых Александр и его представители передали все документы в Страсбург. С учетом материального состояния истца ЕСПЧ выделил деньги для оплаты услуг переводчика и международного адвоката.
В конце января Страсбургский суд рассмотрел дело и признал, что насильственное помещение в стационар предусмотрено российским законодательством. Однако для того, чтобы рассматривать дело в суде в отсутствие гражданина и удерживать его в больнице, недостаточно одного предположения, что он страдает шизофренией. Кроме того, суд не обнаружил убедительных доказательств того, что состояние Александра Л. в 2000 году заслуживало признания его полностью недееспособным. Как отмечается в решении ЕСПЧ, решение Куйбышевского суда о лишении гражданина дееспособности не основано на российском законодательстве.
Татьяна Ильина