Социальный театр спасет подрастающее поколение?
Сегодня практически незамеченной (по всем понятной причине) прошла своего рода презентация масштабного проекта Омского государственного Северного драматического театра имени М. А. Ульянова, запущенного в прошлом году и посвященного фактически борьбе за нашу молодежь старшего школьного вплоть до совершеннолетия возраста.
Речь идет о создании, причем на деньги грандиозно, с максимально возможной поддержкой «выбитые» на грантовых конкурсах и собранные у благотворителей, проекта «Культурно-образовательной среды» «Своя территория». Проект, как прояснил директор учреждения Мельпомены Анджей Неупокоев, находится на стыке «дисциплин»: это и образование, и психология, и, наконец, собственно культура. Посему вполне логично, что он получил на уровне региональной власти статус «межведомственного регионального проекта». А также привлек повышенное внимание как минобра, так и совсем далеких от него ведомств.
— Проект вышел на основной этап реализации в июне прошлого года. Хотя активно разрабатывался, постоянно совершенствуясь, с 2015 года, — заметил он.
Отправной точкой можно назвать постановку на местной сцене спектакля «Наташина любовь» — острого, словно бритва, рассказа о чувствах на грани, о том, что волнует тех, на кого и рассчитан проект — юношей и девушек в возрасте от 14 до 19 лет. Собственно, оценить постановку, по замыслу создателей, должна была именно эта аудитория, причем целенаправленно — при поддержке психолога. Решено было приводить молодежь, преимущественно «предвыпускников», целыми классами. Правда, ребят предварительно готовили — проводили тестирования, выявляя группу риска — тех, кто в своем, казалось бы, нежном возрасте думает, что покинуть этот мир было бы самым простым решением, чем продолжать строить что-то свое и дарить себя родному краю. Вот только впоследствии проект должен был пойти «в народ» — была сделана профессиональная запись для более удобного ознакомления — не выходя из класса.
— В прошлом году у нас зарегистрировано 18 удачных попыток ухода из жизни среди подростков. И все по преимуществу из благополучных семей, вроде бы не находятся в группе риска, — озвучил одну из причин, почему проекту стоит расти и развиваться, Анджей Неупокоев.
Среди главных постулатов выстроенной на базе Омского государственного Северного драматического театра «Своей территории» он назвал стремление наконец перестать замалчивать проблему, а такая тенденция окончательно «грянула» всего тремя годами ранее, когда институт школьных психологов находился буквально на грани. И все-таки, сейчас эти специалисты главная движущая сила «Своей территории».
— Мы обучаем психологов работе с детьми по нашей системе. Очень нам в этом помогает университет имени Достоевского, организуя 72-часовые курсы. «Наш» психолог — фасилитатор, то есть не тот, кто будет диктовать, что делать, а сопровождать. Именно навыки сопровождения мы отрабатываем, так как специалисту нужно будет вести диалоговую площадку после проводимой диагностики. Ее формат они выбирают уже сами; это может быть и тренинг, и различные квесты, лаборатории. Мы обучаем по 80 педагогов-психологов группами, уже выпустили около 400 человек. Большинство из них сразу зашло в школы с нашим проектом, — отметила Лариса Воробьева, психолог Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и одна из движущих сил «Своей территории».
Собственно, одним из необходимых этапов работы является просмотр спектакля со школьниками. Но поначалу одобрить знакомство детей со сложным материалом, который должен помочь им учиться самостоятельно видеть и решать проблему, а не «сбегать» в поисках ответов в Сеть или пускать все на самотек, должны родители и «главные» психологи. Отказы в категорической форме, заметили спикеры, имеют место быть. Однако никого насильно в проект не тянут и осуждать за выбор не намерены — до предлагаемого формата надо дозреть.
И в реализации пока тоже есть проблемы, это готовы признавать без притворства: вместо живой игры аудитория зачастую видит запись, так как возможности выехать к городским подросткам с представлениями пока не предвидится — слишком много нюансов. Кроме того, необходимо освещать широкий круг проблем, а браться за любое произведение лишь по самому факту его актуальности организаторы культурно-образовательной среды не видят смысла. Именно для этого после первых успехов с уже имеющимся репертуаром состоялся грандиозный конкурс, призванный его расширить.
— Сейчас очень много подростковой драматургии. Но крайне мало эффективного, того, что вызывает отклик. У нас объявлен в этом году конкурс произведений. Мы не ожидали такого отклика — 121 произведение мы оценивали от 80 авторов, причем заявки не ограничились нашим регионом или СФО, а поступали даже из Швеции, — обозначил еще один из подводных камней директор учреждения Мельпомены.
Правда, обозначившаяся к началу весны проблема поставила на этих планах крест: грандиозное подведение итогов с последующим форумом будет перенесено с середины апреля.
Конечной целью является переход проникшихся постановкой и сумевших найти в ней для себя ответы подростков от условно пассивного зрителя к активному участнику дискуссионного пространства, а в дальнейшем и к числу волонтеров-организаторов. От участников в идеале ждут социальной инициативы. Более того, имеющие задатки ребята сами могут стать авторами, точнее соавторами — их наметки будут доведены до совершенства мастерами сценарного дела.
Отдельным пунктом для создателей «Своей территории» является развитие системы так называемых социальных театров, то есть по сути театральной «самодеятельности»: вовлечение в такую деятельность, по мнению сегодняшних спикеров, определенно поможет многим почувствовать себя нужными обществу и повысит многие навыки, полезные для жизни в нем.
— Наша главная задача — по максимуму дать школьнику опыт побед, которого в нашей повседневной жизни не хватает, — выразила в связи с этим свою позицию Лариса Воробьева.
И запрос, как уточнил директор театра, на это есть. Причем, неслабый.
— Проект произвел эффект бомбы: к нам «просились» даже те учреждения, что не подчинены областному министерству образования. Однако это сложно осуществить, — заметил Неупокоев.
Среди первых результатов, которые обозначили организаторы «Своей территории», стало выявление осознанного желания у зрителей «особых» спектаклей, которых теперь уже три (к «Наташиной любви» добавились также постановки «Убийца» и «Немножко осени. Октябрь»), сопровождать и помогать своим товарищам, которые оказываются перед сложным жизненным выбором. По итогам анкетирования, которое было абсолютно ненавязчивым и анонимным, выяснилось, что таких энтузиастов на выходе — каждый пятый. Что же, время покажет, изменит ли жизнь нового поколения остросоциальное искусство.
Евгений Куприенко