Острожную правду о гениальном писателе омские чиновники подменили символом с неоднозначным мировоззренческим подтекстом?

Я уже не раз писал о подготовке к юбилею Достоевского. В прошлых материалах я представлял наше видение и сетовал на отсутствие «движения» в этом направлении. Но вот началось шевеление и оно снова заставляет взяться за перо.

Напомню, что наши предложения включали, в частности, реконструкцию в историческом виде в натуральную величину частей двух построек острога на их исторических фундаментах, которые мы выявили. Это часть казармы и часть кухни.

Восстановить их полностью в современной градостроительной ситуации нет возможности, да и нет необходимости. На «срезе» этих построек можно поставить стеклянную стену, за которой показать жизнь каторжан в натуральном виде, чтобы все желающие могли увидеть реальную обстановку острога и сами делать выводы об увиденном. Сделать это можно научно достоверно по письменным источникам, в том числе оставленным самим Достоевским. Мы организовали даже изготовление макета по этой концепции, с которым можно ознакомиться в музейной части Вокресенского собора.

Но в недрах Минкульта зародилась другая концепция, которая не предполагает ничего восстанавливать, а вместо этого установить на месте раскопанных строений «памятный знак» в виде орла, пробивающего ворота. При этом судьба самих раскопанных фундаментов не понятна.

У меня возникает вопрос — почему наши власти, пекущиеся о развитии туризма, так боятся реального вида острога? Стоит ли так напрягаться, сейчас проштрафившихся чиновников на каторгу не отправляют. Хотя каторга была бы очень эффективным средством исправления.

Например, тот же Достоевский после каторги перестал заниматься антигосударственной подрывной деятельностью.

Такое отношение к восстановлению острога говорит о том, что на государственном уровне до сих пор нет однозначного отношения к каторге Достоевского. Как всегда всё упирается в мировоззрение. Отношение к музеефикации острога зависит от ответа на вопрос — справедливо ли был наказан Достоевский и какую роль пребывание в остроге оказало на его дальнейшую судьбу? Советская историография утверждала, что «царская тирания подавляла свободомыслие», и поэтому Достоевский оказался на каторге за участие в кружке «петрашевцев». Но при этом умалчивалось, что «кружок» на самом деле был масонской ложей и ставил цель свержения самодержавия.

С точки зрения законов Российской империи Достоевский был наказан законно, справедливо и гуманно. Изначально он был приговорён к смертной казни, но милостью Государя Николая I казнь была заменена на четыре года каторги.

С точки зрения людей государственно мыслящих, антигосударственный заговор является тяжким преступлением, которое должно быть сурово наказано. Но те, кто плетут эти заговоры, мечтают остаться безнаказанными. В случае удачного заговора они гордо объявляют себя революционерами, а в случае неудачи как нашкодившие детсадовцы начинают оправдываться, что у них был просто клуб по интересам, где они собирались поговорить за жизнь. Петрашевцы были бездарными заговорщиками, поэтому их легко обезвредили.

Но с тех пор ничего не изменилось. И сейчас в России есть люди, которые любят говорить, что у нас всё плохо, власть нужно свергнуть и пойти на запад, записаться в холуи. На каторгу их не отправляют, но исторический опыт, надо полагать, вызывает у них дискомфорт. То есть историческому виду острога противятся те, кто ведёт подрывную антигосударственную деятельность и мечтает при этом остаться безнаказанными. Они могут делать это и бессознательно.

Об этом, кстати, говорит замысел памятного знака. Орёл, пробивающий ворота (до сих пор это была миссия баранов) символизирует безвинно заточённого Героя, вырывающегося на свободу.

Но Достоевский не пробивал лбом острожные ворота, не устраивал бунтов, побегов. Он честно и с достоинством отбыл назначенный срок и законно вышел на свободу. Когда закон был исполнен, стражники сами распахнули перед ним ворота острога. Всё свершилось так, как должно быть. Но Достоевский вышел из острога другим. При этом он не был сломлен или подавлен. Он многое переосмыслил. Он понял, что жизнь народа совсем не такая, как придумали заговорщики, что их заговор был смешон и наивен. Именно в остроге он узнал настоящую жизнь во всех её проявлениях, в том числе и самых худших. Именно отсюда он вынес большинство образов своих будущих произведений. Здесь он стал психологом, философом, мыслителем, писателем мирового уровня.

Да, обстоятельства, в которых оттачивался его талант, не были лёгкими и радостными. Но почему людям нельзя рассказать об этом правду, почему её нужно подменять символом с неоднозначным мировоззренческим подтекстом?

Замечу, что пребывание Достоевского в Омске не сводится исключительно и непосредственно к острогу, в котором заключённые спали и ели. Острог — это не тюрьма. Заключённые имели право и обязанность трудиться.

Как вспоминает сам Достоевский, осознание полезности труда было для них важным стимулом. Принцип распределения работ был прост: от каждого по способностям. Здесь надо сказать об одной из светлых страниц каторги Достоевского. Будучи по образованию военным инженером, он несколько месяцев в начале каторги работал по специальности в Омской инженерной канцелярии в качестве чертёжника и писаря. Она находилась в доме генерал-инженера, который сохранился в крепости на улице Победы, 5. Он неоднократно изменялся и сейчас выглядит не так, как при Достоевском. Но это тот же самый дом. Известна его историческая планировка, и с большой вероятностью можно предполагать, в какой комнате работал Достоевский.

Казалось бы, что может быть лучше, чем воссоздать там обстановку того времени. Это было бы прекрасным подарком к юбилею писателя миллионам его почитателей во всем мире, в том числе и для потенциальных туристов.

Не буду утомлять всеми юридическими и техническими коллизиями, возникающими на пути этой идеи. Скажу только, что все они преодолимы при наличии политической воли.

Дом коменданта Омской крепости Де Граве, музей им. Достоевского. Фото Анны Шестаковой. 

Но вместо этого для развития литературного музея запланировано строительство павильонов в выставочном сквере, взамен существующих. Напомню, что литературный музей только имени Достоевского. Он ставит перед собой задачу знакомить с творчеством омских писателей. Но без имени Достоевского музей не имеет смысла. Надо признаться, что никто из омских писателей по масштабу личности не может сравниться с Достоевским. В первую очередь для экспозиции омских писателей и предназначены павильоны. А во времена Достоевского это был крепостной плац-парад, и никаких павильонов не было. Но выбор сделан в пользу «омских писателей». Именем Достоевского просто прикрылись. Хотя всё происходит под видом подготовки к его юбилею.

Такая вот деревенская местечковость, пусть мелкие, зато родные. Вот так 

Но вернёмся к инженерной канцелярии. Крепостное начальство в конечном счёте смалодушничало и убоялось дальше держать «государственного преступника» на секретной офицерской должности, и Достоевского перевели в разряд «чернорабочего, знающего грамоту». Но протекцию ему продолжали оказывать, давая возможность отдохнуть в Омском военном госпитале.

Военный госпиталь, «дом главного лекаря»

Сейчас на территории госпиталя развернуто масштабное строительство. При этом как я и предполагал, доламываются постройки, помнящие Достоевского, и ни о какой экспозиции речь не идёт… Вот так мы, добровольно, а может и с умыслом отказываемся от реальной возможности создать уникальный (даже по мировым меркам) туристический маршрут, связанный с пребыванием в нашем городе Великого русского писателя. Богатая на события история Омска могла бы работать на экономику, объединять горожан, но, увы, власти делают все прямо наоборот.

Вот такая, извините, «Бесовщина» по-омски.

Игорь Коновалов