После истязаний омского ребенка структуру может ожидать серьезная реформа.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова настаивает на реформировании органов опеки и попечительства в России. Толчком для этого стало несчастье с омским мальчиком, истязаемым отчимом при попустительстве матери. Анна Кузнецова убеждена, что органы системы профилактики в целом «не понимают своих задач». А региональные ПДН увлечены лишь штрафованием родителей. Об этом уполномоченный по правам ребенка при президенте России рассказала в интервью РИА ФАН.
— Все это говорит о том, что необходимы серьезные шаги, ведь речь идет о системном явлении. Мы считаем, что за сбоями такого характера должны последовать системные решения. Сам вопрос о реформировании органов опеки и попечительства, как я считаю, назрел довольно давно. К сожалению, до сих пор мы проинформированы лишь о том, что при министерстве просвещения, которое готовит нормативную базу для деятельности этих органов, создана рабочая группа. Но, насколько мне известно, она ни разу не собиралась, — сказала Анна Кузнецова.
Изменения, по ее мнению, должны заключаться в следующем: органы опеки и попечительства в регионах России бывают соподчинены не только местным Минпросвещения или Минобразования, но и Минтруда. А это делает иерархию нечеткой. Также органы опеки переданы на городской уровень. А здесь необходим единый центр подчинения.
— При этом речь не идет о каких-то нормативных актах или, как это обычно делается — предложениях добавить или ограничить полномочия, увеличить штат сотрудников органов опеки и попечительства или сократить его, или же обучить его новым компетенциям, если они непрофессионально действуют в ряде случаев, — считает Анна Кузнецова.
Коснулась детский омбудсмен и судьбы омского мальчика, жестоко наказываемого родителями стоянием коленками на гречневой крупе. Анна Кузнецова настаивает на своем прежнем выводе: ребенка не должны были возвращать матери на время следствия.
— Я постоянно на связи и слежу за тем, что происходит. Мальчик сейчас в очень тяжелом, плохом психологическом состоянии после того, как узнал, что мать арестована, направлена в колонию на полтора года. О чем это говорит? О том, что доказана ее вина за преступления в отношении этого ребенка. К сожалению, органы опеки и попечительства не соблюдали закон, когда передавали ребенка матери. Понимая, что идут следственные действия, что в отношении нее возбуждены серьезные уголовные статьи, есть подозрение в ее причастности к тем истязаниям, которые были над ребенком, ужасам, которые были над ним совершены, они руководствовались какими-то очень странными, эмпирическими наблюдениями.
И наши слова подтверждает прокуратура. Она прислала нам официальный ответ, что ребенок был передан матери неправомочно. И теперь сотрудники опеки говорят: «Он же уже привязался, и отношения у них выстроены». То есть, сейчас, после вступления приговора в законную силу, мы снова рвем душу ребенку, разлучая его с матерью, а ведь это решение должно было быть принято изначально. Если бы они соблюли закон на этой стадии, конечно, мы бы сейчас видели совсем другую картину.
Напомним, что вчера в Омске Анна Кузнецова встречалась с губернатором Александром Бурковым. В их беседе о судьбе мальчика было сказано, что временную опеку над ребенком оформляет его бабушка.