У соседей лес рубят — щепки в Омск летят?
В эти дни над омским бизнесом, специализирующимся на поставках товаров крупным игрокам рынка нависла нешуточная угроза: официально запущено банкротство «сетевика» с новосибирскими корнями «Холидей».
Казалось бы, процедура уже отработана, и годы практики должны стереть все сложности ситуации. Но креатив назначенного местным Арбитражем управляющего может породить воистину страшный для однажды сотрудничавших с «Холидеем» компаний результат.
Как напомнили сегодня на экстренном брифинге представители региональных структур по защите бизнеса, а также минэкономики Омской области, десяткам омских фирм «прилетели письма счастья» с требованием «деятельного участия» в процедуре банкротства тонущего гиганта индустрии. Собственно, их «попросили» вернуть часть легально оплаченных поставок. Многих это ставит ни много ни мало на грань выживания.
О том, какие могут быть предприняты меры для защиты бизнесменов от массового разорения и в чем же собственно вся «соль» ситуации, рассказал Димитрий Галаванов, многолетний глава «Омского областного союза предпринимателей».
— Наши предприниматели законодательно не защищены на сегодняшний день от действий крупной сети, вне зависимости от того, на какой стадии банкротства те прибывают. Ведь всегда в таких случаях есть более крупный кредитор, и зачастую это банки, которым и удается командовать парадом — определять конкурсных управляющих для спасения своих активов и управлять так всей процедурой, — подчеркнул детали финансовой угрозы для наших бизнесменов Галаванов.
Однако помимо этого подводного камня, который может лишить в общей сложности 39 омских предприятий честно заработанных на сотрудничестве с нынешним банкротом денег, есть и менее честные варианты вроде затягивания сроков рассмотрения. Есть и креативные варианты развития событий, которые имели место и в данном случае. Ситуация складывается следующим образом: «руководитель» банкротных процедур «Холидея» запросил аннулирования всех сделок за предшествующий подаче заявления месяц, объяснив, что в совокупности сумма вроде как превышает один процент от конкурсной массы. Отметим, речь идет об оплате поставок 39 компаниям из омского региона на общую сумму свыше 360 миллионов рублей. В общей сложности долги «Холидея» достигли 6 миллиардов рублей.
Посему ситуация крайне нетипична: последнее крупное банкротство сетевика пришлось на конец уже позапрошлого десятилетия. Речь идет о сворачивании в Омске «Пятерочки» — тогда предпринимательское сообщество недосчиталось около 230 миллионов рублей. Тогда ситуация была проще: деньги так и не пришли поставщикам.
Сейчас же расклад такой:
— Конкурсный управляющий смог добиться того, и это его право по закону, истребования законно уплаченных денег за поставленную продукцию, теперь наши предприниматели вынуждены доказывать, что они имели право на выплаты по стандартной хозяйственной деятельности.
Собственно, расставаться с вполне легальным заработком, по словам нашего бизнес-омбудсмена Юрия Герасименко, некоторым придется и после свыше полугода ожиданий выплат. Реакция судов омичей и его, в частности, обескуражила. Об этом мы писали ранее.
У самого Герасименко маловато рычагов давления в подобных обстоятельствах, чего он скрывать не стал. Но это не значит, что он не может выдвигать инициативы, которые придут на выручку «тонущим» жертвам банкротного креатива конкурсного управляющего ООО «Холидей».
— Прежде всего, нужно обязательно аппелировать решения Новосибирского арбитража, которые были вынесены заочно, — посоветовал он.
Помимо этого, он предложил создать фонд, который мог бы аккумулировать определенные взносы как страховую подушку для защиты от подобных ситуаций. Наконец, он также настаивал бы на проверке руководства «сетевика» на преднамеренное банкротство.
Собственно, Галаванов призывает региональных законодателей выступить с отдельной инициативой о пересмотре пунктов статьи о банкротстве, в том числе о месячном сроке рассмотрения требований кредиторов.
— Предприниматель не может и не должен отслеживать финансовое состояние громадной компании федерального уровня. Если граждане у нас в государстве защищены в части, например, вкладов в банках или участия в долевом строительстве, то при такой ситуации с предпринимательским сообществом, когда крупный игрок, которому альтернативы нет при поставке продукции, не продумал механизмы защиты своих поставщиков. Может, выработается страховой механизм или еще какие-то варианты, но сейчас нет ничего — все отдано на волю порядочности руководителя крупного сетевика. Это аналогично, если бы у вас с карточки деньги снимали за скидку за месяц в магазине.
Позиция региональных властей на фоне подачи бизнес-сообществом обращения к губернатору Буркову пока оформляется в мысль о том, что пороть горячку не стоит — законодательным механизмам надо дать вызреть.
— В ходе мониторинга выявлен большой круг субъектов предпринимательства, которым предъявлены претензии. Важно предотвратить в будущем повторение ситуации. А сейчас мы уже видим по аффилированным структурам владельца «Холидей» — тому же «Фермерскому центру» — аналогичное разворачивание ситуации. Происходящее может открыть «ящик Пандоры» для всех поставщиков. Значит, необходимо проговаривать механизмы защиты, вырабатывать для них алгоритмы. Касательно органов правопорядка, мы направим запросы на проверки по злоупотреблению правами при процедуре банкротства и даже преднамеренному банкротству, а также на признаки подрыва экономической безопасности, — обозначил замминистра экономики Денис Кушнер.
В конечном счете, пришли к общему знаменателю все трое: необходимо воздействовать на 61-ю статью закона о банкротстве, которая пока по важному для омских бизнесменов пункту гласит, что могут быть аннулированы сделки будущего банкрота вплоть до полугодового срока и доказать, что не знал о плачевном состоянии плательщика в тот момент кредитор должен сам.
Правда, бизнес-сегмент настаивает пока на варианте проработки на федеральном уровне отдельного законопроекта, который мог бы сказаться на этом, а минэкономики — на «мягком» варианте поправок к уже действующему.
Евгений Куприенко