Дьявол кроется в деталях.
Как уже сообщал БК55, Учёный совет ОмГУ в ситуации жёсткой нехватки денег решил сократить многие кафедры и, кроме того, закрыть факультет международного бизнеса (ФМБ). Его кафедры присоединят к экономическому факультету, преподавательский коллектив обещают не трогать. Сейчас выпускной курс ещё получит дипломы от факультета международного бизнеса, а дальше это будут уже выпускники экономфака.
Решение весьма спорное, и в связи с ним, как тоже сообщалось, преподавательница Александра Веретено (кстати, это дочь покойного основателя компании «Оша» и депутата Госдумы Александра Веретено) начала флэшмоб в защиту родного факультета. Инициативу подхватили и студенты, и выпускники ФМБ.
Напомним: изначально, в 90-е годы, ФМБ вырос из отделения коммерции того же экономического. С самого начала у него была яркая международная направленность. На первый взгляд, это просто возвращение на круги своя. Но не всё так просто!
БК55 изучил ситуацию и пришёл к выводу: подобный ход именно в отношении факультета, который выпускает специалистов, в том числе для совместных предприятий, уровня не хуже, чем в Москве и Питере, очень странен и нелогичен. Или даже вреден. Говорят, что университету якобы нужно экономить. Но уже посчитали, что экономия составит всего 1,5 млн рублей в год. При этом сейчас ФМБ зарабатывает на платном обучении студентов в районе 20 млн. В результате закрытия на перспективу получится так, что абитуриентов пойдёт сюда гораздо меньше, на «коммерческие» места — соответственно, тоже. Так что и зарабатывать на этих перешедших к нему специальностях «эконом» будет меньше. Похоже это на то, когда режут курицу, несущую золотые яйца? В общем-то, да. Реальных подтверждений заявления о том, что ФМБ убыточен — нет. А других аргументов, почему его нужно закрывать, тоже нет.
Напомним, ФМБ (точнее, его студенты и преподаватели) единственными в Омске получали медали президиума РАН за свои научные работы. Сейчас он на подъёме, в 2017 году там открылся совершенно новый для России профиль «Интернет-маркетинг», в этом году приготовились открыть профиль «Цифровая экономика» — вместе с Институтом математики и факультетом компьютерных наук. В следующем году планировали восстановить профиль «Торговое дело», затем — профиль «Рекламный менеджмент». Всё вместе — казалось бы, серьёзный аргумент, чтобы факультет сохранить. Тем не менее врио ректора Роман Смелик и Учёный совет почему-то всё равно решают иначе. У декана факультета Юрия Дуся нет ничего личного против Смелика, но само это решение он совершенно не понимает и оспаривает. Такое делать было не нужно.
Понятно, что теперь и выпускники ФМБ, и их работодатели, и студенты, и их родители поднимают волну, чтобы переломить ситуацию. Возможно, на ректорат это повлияет. Хотелось бы надеяться. И для выпускников, и для студентов это сейчас гром среди ясного неба.
При этом никакой федеральный Минобрнауки не может ничего скомандовать и обязать что-то откатить назад: по всем правилам такие вещи — уже прерогатива самого ОмГУ. Согласовывать ректора (уже избранного, казалось бы) — такое право почему-то есть. Не дать закрыть хорошо работающий факультет — нет.
«Родители студентов — вообще возмущены. Звонят и говорят: «Как так? Мы же поступали на ФМБ?» Остаётся отвечать, что это не наше решение. Как могли, пытались объяснить руководству. Что это непродуманное решение. То же и работодатели. Для примера: омские банки в 90-е спрашивали кадры именно у нас. Казалось бы, на экономическом есть «Финансы и кредит». Нам говорили «Нет, нужны ваши, они — образованные». Понимаете, это такая вещь, которая не измеряется количеством, это невозможно объяснить», — высказался декан факультета Юрий Дусь, находящийся в шоке и недоумении.
Есть упрёки — у факультета в последние годы меньше, чем у других, научных грантов. Но зато при этом его лаборатория экономического анализа занимается научной и одновременно практической работой для реального бизнеса.
При этом всём, возникает мысль: не обязательно в ОмГУ такой жертвой должен был становиться ФМБ. Там есть ещё как минимум один факультет (не будем тыкать пальцем), который на самом деле нужно закрывать и присоединять туда, откуда он в своё время откололся. А откололся он тогда по большей части из-за непомерных амбиций и склочного характера его руководителя.
Или (скорее всего) — есть факультет культуры, который убыточен, но его не закрывают, потому что кафедры его присоединять тогда не к кому — нет ни одного другого подразделения, которое близко ему по профилю. Правда, там их объединяют внутри факультета. А у ФМБ к кому присоединять есть и по этой логике, видимо, его можно закрыть. Через поглощение. Правда, напомним, что ранее университет так и развивался: факультеты разделялись, у них появлялись отделения, которые сами потом становились факультетами. Если кто не в курсе — раньше даже психологи там были вот так в составе экономического. То есть теперь — регресс?
Возникает вопрос: областные власти могли как-то повлиять? Возможно. Но почему-то не стали этого делать. Возможно, всё катится к тому, чтобы вообще почти все омские вузы слились в один — опорный? И ОмГУ в этом потоке вольётся одним из первых? Вот так был вуз — и не стало. Как в уже описанном случае с Сергеем Бабуриным и его РГТУ.
Так что вырисовывается вот такая картина: недостроенное метро, снесённая хоккейная арена, до того — расформированный волейбольный клуб «Омичка», теперь — закрываемый факультет университета. Картина общей омской энтропии?