Стало известно, что Кудрин и его Счетная Палата возьмутся наконец-то за наших крупнейших монополистов: «Роснефтегаз», «Газпром», «Ростех» и «Россети». Есть основания предположить, что инициатором такой проверки стал не кто иной, как новый премьер-министр Мишустин, которому в должности главы федеральной налоговой службы, надо полагать, было запрещено даже смотреть в сторону монополистов, этого могущественного «государства в государстве», живущего по своим неписанным законам. Не исключаем, что контроль Правительства над монополиями был одним из условий перехода Мишустина на новую должность.
Другой вопрос, не получится ли так, как это случилось в 2013-м году, когда руководитель Счетной Палаты Степашин после проверки «Газпрома» пообещал СМИ озвучить очень много любопытной информации. Но, увы, вскоре он был скоропостижно отправлен в отставку. Удастся ли Мишустину и Кудрину добиться успеха со второй попытки? Поддержит ли их президент Путин, объявивший о масштабных планах переустройства России?
Юрий Шиян, предприниматель, владелец франшизы «Шаурмастер»:
— Думаю, здесь банальная игра в «хорошего» и «плохого полицейского» перед госмонополиями. Мишустин как фактически выбранный единолично президентом человек сделает то, что президент и задумал (как раз руками этого назначенного человека).
Олег Ананьев, предприниматель, Председатель Омского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ»
— Мощь корпораций в РФ на сегодняшний момент практически безгранична. Всё будет зависеть от расклада сил «наверху» и конечных целей проверки. Невооружённым взглядом видна неэффективность управления во многих госкорпорациях и нужна смена менеджмента. Но просто так менять людей на таких постах не принято, поэтому должны быть найдены и задокументированы причины. Что собственно и постараются сделать. Но степень и успех сопротивления существующего менеджмента корпораций, по крайней мере с нашей маленькой колокольни, предсказать невозможно. Так что разворачиваются интересные события, свидетелем которых мы являемся. Запасаемся попкорном и наблюдаем. Время покажет. Результаты, я думаю, мы увидим в течение этого года.
Алексей Сокин, генеральный директор АНО «Институт комплексного территориального развития», депутат Омского Горсовета:
— Долгожданное решение! Оправдались бы надежды. Ресурсы для развития страны нужны! А они как раз и сконцентрированы в сфере нефтегазовых монополий. Важно, чтобы возможности компаний совпали, как «Инь и Янь», с их искренним и осознанным желанием инвестировать именно через налоговую систему, а не «по отработанной схеме», в социальную и экономическую инфраструктуру государства!
Степан Бонковский, депутат Заксобрания от «Единой России»:
— Вполне допускаю, что проверки действительно пройдут, эффект от них будет. Возможно, в этом случае корпорации будут эффективнее работать, платить больше налогов в бюджет, что, конечно, как и декларировал президент, позволит развивать и поднимать социальную сферу, реализовывать те же нацпроекты. То есть по сути всё, как и задумано.
Могут ли найтись злоупотребления? Это тоже допускаю, про скандалы с различными закупками корпораций я помню, и в СМИ это попадало, такие вещи могут и пресечь на будущее. Плюс это забота не только Кудрина, но и опять же журналистов — не дремать, вскрывать и если случаются новые злоупотребления — оглашать.
Сергей Евсеенко, член регионального политсовета «Партии РОСТА», профессор Омского филиала Финансового университета:
— Нет, что вы? Какие экономические революции? У нас эти корпорации появились вчера, вылетев как комета на горизонте? Давно и успешно работают, это священные коровы, которых никто никогда не трогал. И внутрь за периметр туда никто никогда не ходил. Мало того, их возглавляют всё очень серьёзные люди. Кто этот месседж послал — как выражаются в поговорке, до обеда не доживёт. Сказать и сделать в нашей стране — это не одно и то же, если вы заметили. Ну, а проверить — заодно и отвлечь можно людей от чего-то более важного. Смотрите, мол, какая движуха началась, вон куда полезли.
Второе и с другой стороны: бывает же, что и проверки заканчиваются ничем. Провели и всё. А что, вы когда знаете, сколько у вас в левом кармане, то будете доставать и принародно пересчитывать? И озвучивать? Согласитесь, это всё выглядит неразумно и нелогично. Надо усомниться в дееспособности такого человека и намекнуть соответствующим санитарам, что за ним пора выезжать. Где-то так. Мне даже неудобно это комментировать. Этот финансовый стриптиз — кому он нужен? То, что будут пытаться прищучить кого-то за нарушения? Нет, прищучить можно совсем по-другому. Например, заслать корзинку с колбасками.
А мне непонятно другое, вот смотрите: вчера самый главный региональный реформатор подал в отставку. Калужский губернатор, который понаставил сараек с отвёрточным производством, там, мол, такое чудо. У нашего университета был филиал в Калуге, я там бывал. Она кончается, знаете как? Как выстрел! И сразу начинается деревня. Там после советского времени несколько заводов рухнуло, а две сарайки (условно) поставили. Потом пробовали это «чудо» повторить в других местах — что-то ни черта не выходит. Третьей Казани не получается. Если в Казань надували денег, то там же нормально, да? И если не спрашивать ещё, куда дели. В Калуге случай другой: там дешевле земля, вытащили филиалы, которые могли делать отвёрточную сборку. Это, похоже, всё закончилось втихаря. И по итогу этого он и ушёл в отставку. 20 лет — а результатов нет.
Так и у этих корпораций цель какая? Ну, налоги, реклама идёт на всех каналах, «Газпром» вкладывается в какую-то социальную инфраструктуру. Что-то делают. А то, что не шибко открытые конторы — может, причина в пиар-отвлечении. «А давайте её продадим!» Показать неэффективность у государства, а там уже очередь не из плохих пацанов, будущих собственников. Поэтому мы можем только гадать — чего именно эти? А не 300 ещё других.
Галина Татаринова, специалист по связям с общественностью:
— Варианта два. Первый — это манипуляция с общественным мнением перед голосованием по Конституции (видите, мы контролируем зарвавшихся монополистов!). Вариант второй: определенная группа сумела продавить такие проверки, чтобы ослабить позиции другой группы (игры под ковром).
Олег Аристархов, режиссёр проекта «Музейное телевидение»:
— О чём говорит само намерение… У группы влиятельных людей подросли дети, внуки, которым нужно обеспечить светлое будущее методом контроля правительства над монополиями.
Есть многоэтажные, многоподъездные дома, набитые людьми, целью которых и является решение таких вопросов, а их структура финансируется московскими правительственными заработными платами. Скорее всего, они проявят творчество и поступят по-другому, если результат проверки их не будет удовлетворять.
Удастся ли Мишустину и Кудрину добиться успеха со второй попытки? На простом порядочном гражданина РФ это никак особо не скажется и уж тем более никак не повлияет на простую и честную жизнь.
Поддержит ли их президент Путин, объявивший о масштабных планах переустройства России?
В вопросе о поддержке Путиным и его планах меня и напугали «масштабные планы переустройства России». Не в каждый дом президент донес своё намерение. Если президент обращается к тем самым людям, у которых подросли дети, внуки и им нужно обеспечить будущее, то, конечно, поддержит.
Владимир Виноградов, арбитражный управляющий:
— Как сказал мой давний знакомый из нефтехимического бизнеса: «Неужели ты думаешь, что эти проверки ведутся для выявления недостатков в отрасли? Нет, просто кому-то мало и они хотят обозначить цену вопроса. Не хочется думать, что это так, но очень похоже на истину.
Александр Рыжков, омский координатор общественного движения «Суть времени»:
— Будут ли проверки? Думаю, это будет торг (улыбается).
Борьба групп влияния в верхних эшелонах власти за позиции и активы не останавливается никогда. Медведев потерял позиции, значит, Кудрин не мог их не приобрести. Всё это, к сожалению, скорее напоминает качели, нежели долгожданную революцию сверху. Думаю, никакой смены курса в ближайшей перспективе нас не ждёт, а фигуры — да, вполне могут поменяться. Однако, несмотря на популистские обещания президента, сомневаюсь, что мы прямо сможем ощутить во внутренней политике какие-то сдвиги в сторону социального государства.
Наталья Гордеева, Евразийский патентный поверенный, Патентный поверенный РФ:
— В России всегда было очень сложно контролировать супердоходные компании, так как у них есть деньги для пресечения любых поползновений на их доходы. Остается только надеяться, что бизнес госкорпораций станет немного прозрачнее.
Сергей Кондаков, политолог и общественный деятель:
— Полагаю, это плановая проверка за 3 года, которую решили провести в данном случаи масштабно и помпезно. Государственные аудиторы и раньше проверяли госкомпании и госкорпорации типа «Роскосмос и Росатом, и проверяют постоянно, потому что они имеют полномочия главных распорядителей бюджетных средств. Госкорпорации и госкомпании — это крупный актив, его содержит государство ради определенных задач. И государство должно оценивать выполнение этих задач.
Мишустин и Кудрин исполняют ровно то, на что у них есть полномочия, не более. Если там будут нарушения, то, полагаю, решения будет принимать сам Президент. От стратегических экономических и политических решений они отлучены по определению. При этом надо понимать, что государство, если оно ставит перед собой достаточно амбициозные задачи, должно обладать компетентностью, соответствующей уровню (сложности) этой задачи.
Мы же катастрофическими темпами теряем компетентность практически по всем направлениям и делаем всё, осознано или не осознано. Самое печальное, что снижение компетентности, в первую очередь, коснулось такой сферы деятельности, как управление — обычно это происходит в результате выдвижения, осознанно или неосознанно, в эту сферу деятельности людей, не обладающих требуемыми компетенциями. Лицо, ставшее управленцем, «подгоняет» уровень объекта управления под свой уровень. Происходит следующее: задачи озвучиваются — «Надо добиться роста благосостояния!», «Надо повысить рост ВВП!», «Надо повысить уровень образования!» и так далее, но никто не собирается их реализовывать и, согласно Закону Паркинсона — «Работа заполняет время, отпущенное на неё» — и в соответствии двух его движущих сил: чиновник стремится множить подчинённых, а не соперников; чиновники создают друг другу работу.
Соответственно, на выходе как результат деятельности управленца мы ничего не имеем, но несём расходы на содержание Управленца и его подчинённых. В итоге развития государства, его составных частей нет или оно далеко не основное. Решаются какие-то другие задачи — политические, групповые или ещё какие-то, но не государственные.
Иван Беланов, предприниматель:
— Предлагаю обсуждать только результаты проверок, какие они будут: полные, неполные, объективные, необъективные. Обсуждаем намерения чего-либо мы уже очень долгое время, и получается — намерения только и обсуждаем.
Евгений Гервальд, директор холдинга «Омская правда»:
— Я считаю, что назначение на пост премьер-министра именно Михаила Мишустина, который провёл беспрецедентную работу в области открытости и цифровых технологий, означает курс на прозрачность госкомпаний и естественных монополий. Поэтому я уверен, что планам счётной палаты и правительства будет оказана вся необходимая помощь со стороны Президента. Открытые и эффективные госкомпании должны стать примером для других сегментов бизнеса.
Александр Цимбалист, председатель Горсовета третьего созыва:
— На вопрос «Удастся ли М. Мишустину и А.Кудрину добиться успеха со второй попытки? Поддержит ли их президент Путин, объявивший о масштабных планах переустройства России?» можно сразу однозначно ответить НИЧЕГО ИЗ ЭТИХ «ПОПЫТОК» НЕ ПОЛУЧИТСЯ.
А если говорить прямо, то можно с высокой степенью уверенности предположить, что и задача перед ними по проведению объективных проверок на повестке дня не стоит. Например, достаточно взглянуть на поправки в Конституцию, предложенные Президентом РФ В. В. Путиным, чтобы понять, что правящая российская «элита» не делилась и не собирается делиться с населением России природной рентой. Для того, чтобы все россияне могли получать в каком-либо виде природную ренту, достаточно было внести изменения в статью 9 Конституции РФ и, проведя национализацию, вернуть народу России природные богатства, которые НА ХАЛЯВУ прибрали к рукам дельцы от правящей российской «элиты».
На самом деле для достижения реальных перемен в жизни большинства российских граждан требуется как минимум кардинально пересмотреть следующие статьи действующей Конституции РФ:
Статья 9 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 13 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Статья 15 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 29 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 36 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 128 2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Владимир Казанин, депутат Горсовета от партии «Коммунисты России», ведущий программы «Управдом» на «12-м канале»:
— Пока это все на уровне слухов и домыслов. Правительство не должно контролировать монополии, оно должно следить за законностью работы этих крупных компаний. Чтобы ими соблюдались все законы и платились вовремя налоги. Мы живем при капитализме, где государство опирается на эти самые крупные монополии и делает им всяческие преференции. Так что у меня большие сомнения, что подобная проверка приведет к каким-то жёстким изменениям в работе этих самых монополий.Нас с вами, людей, которые живут на земле, а не в Московских коридорах власти, больше всего интересует вопрос о налоговых поступлениях от этих самых монополий в бюджеты регионов, а не Москвы.
Мне лично ясно, что после подобных кудринских проверок для нас ничего не изменится. Вот если бы Счётная палата по итогам проверки рекомендовала Государственной Думе, Совету Федерации и правительству принять закон об отчислении налогов в различные бюджеты от крупных монополий. Чтобы налоги платились на местах, в регионах. Так, мол, будет честнее и устойчивей для существования государства и развития страны в целом. Вот если бы они это рекомендовали, то цены бы Кудриным и Мишустиным не было. А так — очередная проверка в руках тех, кто что-то хочет от монополий для узкого чиновничьего круга лиц, не более того.
Наталья Мельникова, программный директор «Центр коллективной работы «Университетская Точка кипения»:
— Без решения Президента никакой проверки не будет, чтобы Кудрин и Мишустин не декларировали. И ещё: может быть, Президент и решит с помощью Счётной палаты проверить монополии, но вот решит ли он озвучить результаты проверки — большой вопрос. Слишком много травмирующей информации.
Николай Эйхвальд, журналист:
— Надежды юношей питают. А у нас с вами ситуация немного другая. В абсолютной теории мы можем допустить, что Мишустина назначили премьером специально для прищучивания монополистов. Но есть и прямо противоположная версия: если глава налоговой службы идёт на повышение — значит, налоговая политика последних лет признана абсолютно правильной, и ничего в этом отношении не изменится. Кстати, льготы, связанные с освоением Арктики, уже получили одобрение правительства, а там речь идёт о громадных деньгах, которые, по-видимому, смогут сэкономить «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг».
Игорь Басов, лидер омского отделения оппозиционной партии «ПАРНАС»:
— Учёт и контроль — это необходимая составляющая любой деятельности, а их отсутствие ведёт к росту хищений и хаосу в управлении. Без восстановления надлежащего контроля любые нововведения не дадут результата.
Александр Дерябин, предприниматель:
-Полагаю, что в рамках действующего законодательства и полномочий КСП не должно быть «исключений». «Газпром», «Роснефть», — крупнейшие российские компании с гос.участием и конечно эффективность использования их активов должна контролироваться. Это в интересах самих компаний, повысит прозрачность деятельности, а значит доверие инвесторов и, я надеюсь, их капитализацию.