Правда, речь идет только об одном долгострое — на Московке-2. Тут «своя» «Арена-Омск».
Согласно служебным материалам облправительства, изменена дорожная карта поддержки омичей — участников жилищного строительства, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков на территории Омской области.
Речь идет о возврате людям потраченных инвестиций. Согласно актуализации плана от 28 января 2020, в 2020 году «участникам долевого строительства многоквартирного дома № 8 (стр.) в квартале «Б» жилищного комплекса «Московка — 2» в Ленинском административном округе (1 очередь) запланирован возврат из областного бюджета уплаченных денежных средств по договорам участия в долевом строительстве».
По информации, полученной главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от застройщика многоквартирного дома № 8 ликвидируемого бюджетного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области», участникам долевого строительства возвращаются деньги, уплаченные по договорам участия в долевом строительстве.
Даже на фоне всей ситуации с омскими обманутыми жилищными инвесторами этот объект самый скандальный. Высотку на окраине Московки-2 начали строить в 2013 году, чтобы сдать первую очередь уже в 2015 году, однако застройщик из Югры «Спецэлектромонтаж» вскоре не то что сорвал график (что в принципе обычное явление), но понастроил такого, что техническая экспертиза признала весь дом аварийным. Даже приглашенное на исправление строительных ошибок АО «ЗСЖБ № 6» Юрия Гуринова отказалось браться за объект — вся конструкция непригодна, включая сваи: выяснилось, что марка бетона, которую использовали строители «Спецэлектромонтажа», не защитит фундамент от агрессивной среды. Судя по всему, рано или поздно здание придется разбирать, как «Арену-Омск» (ледовый комплекс, признанный аварийным).
На этом фоне областным чиновникам ничего не оставалось, как решить выплачивать деньги дольщикам, ведь заказчик строительства областное «Агентство жилищного строительства».
Директор Омского общества защиты прав потребителей в сфере строительства Дмитрий Дмитриев рассказал БК55, что «основные суммы — цену договора долевого участия получили уже практически все (через суды или по соглашениям с застройщиком). Остаются споры по дополнительным суммам — убыткам и процентам за пользование деньгами».
— Хотя у нас больше сотни успешных дел по возврату через суды денег с разных омских застройщиков, это первый случай, когда застройщиком принято добровольное решение о возврате (по крайней мере цены долевого участия). Причины: застройщик — бюджетное учреждение, учрежденное правительством региона. К тому же, экспертизами установлено, что дом не подлежит достройке, поскольку построен с нарушениями, которые делают его опасным для эксплуатации.
Порядка 109 дольщиков получили и получат не меньше 300 млн рублей, говорит Дмитриев.
Обманутые дольщики — столь же тяжелый вопрос для региона, как и, к примеру, экология. Однако власти тему возвращения денег не пиарят. Видимо, потому что отчитываться все равно особо не о чем.
Депутат заксобрания Константин Ткачев рассказал БК55, что проблема денежной компенсации дольщикам дома на ул. Мишина, 8 решается «очень медленно и несистематически».
— Несмотря на то, что депутаты Заксобрания почти год назад выделили приличную сумму на возврат денег людям, многие до сих пор не получили компенсации. Они говорят, что деньги получают жители других домов, к котором имеет отношение Агентство жилищного строительства. В самом АЖС говорят, что дольщики хотят слишком много. К примеру, за однокомнатную квартиру якобы хотят получить стоимость двухкомнатной. Из-за этого стороны уходят в затяжные судебные разбирательства. И суд встает на сторону людей, у которых на руках есть исполнительные листы. Но АЖС подает на апелляцию. Понять людей можно: потрачены силы, нервы, распадаются семьи, моральный вред и так далее. Это их право. Власть их обманула и кто-то сейчас на украденные деньги ведет вполне сладкую жизнь. Минстрой считает, что для людей это теперь бизнес. Полагаю, что всей выделенной суммы не хватит на 100% компенсацию. У председателя ликвидационной комиссии АЖС Лунькова я спрашивал: сколько надо еще денег? Он молчит и, видимо, боится озвучить суммы или ему дана команда молчать. Под этим как раз и маскируется «справедливость». Точно знаю, что большая проблема возникла у тех семей, кто вложил в квартиру материнский капитал. Его по закону надо вернуть. Люди остаются заложниками. Им возвращают сумму, а они вынуждены часть отдавать банку за ипотеку, другую часть — в пенсионный фонд, и у них остается ноль. Пришли к тому, от чего уходили. Известны исключительные случаи, когда путем сложных взаимодействий АЖС-банк-пенсионный фонд-органы опеки-Росреестр люди получали квартиры в соседних домах на ул. Сильвестра. Точно знаю, что вместо приобретенной, к примеру, двушки люди берут однокомнатные с черновой отделкой, лишь бы весь этот кошмар поскорее закончился. И те, кто это сделали, те, кто прошел весь этот ад, звонят мне с благодарностью и приглашают на новоселье! Но проблема с Мишина. 8 до сих пор не решена! — заключает Ткачев.