В прошлом году на нацпроектах так и не освоили почти триллион рублей. Бизнес не потянул. В этой связи идея амнистии бизнеса, предложенная омбудсменом Титовым, кажется нам весьма актуальной. Эта амнистия, а также другие меры поддержки могут стать драйвером экономики России.
А вы что думаете по этому поводу?
Алексей Сокин, генеральный директор АНО «Институт комплексного территориального развития», депутат Омского Горсовета:
— Бизнес — это очень важный и партнёр и, действительно, драйвер развития государства! Но когда его душат надзорные органы ради звёзд на погоны, разрушая хозяйство предпринимателей, при этом получая зарплату с налогов (суммарно больших) от этого бизнеса, а потом власть просит подключиться к реализации государственных проектов — оказывается, что «бизнес не готов». Это же не правильно! Бизнесу нужно не то, чтобы «создавать условия», а просто — не мешать! Тогда и экономика будет развиваться, и задачи государственные будут решаться!
Андрей Хабаров, адвокат:
— Из обращения политического совета «Партии Роста» на имя премьер-министра невозможно понять о конкретном содержании обозначенной в нём налоговой амнистии для малого бизнеса. Это просто декларация. Но в интервью РИА «Новости» Борис Титов, как руководитель политсовета партии, предложил эту амнистию провести по аналогии с амнистией капиталов.
Суть амнистии капиталов состоит в том, что гражданин должен сообщить государству о своих скрытых от налогового обложения доходах и активах, а государство обязуется не привлекать его к ответственности. Этой амнистии почти пять лет. В настоящее время идёт её третий этап, так как ожидания государства, что предприниматели встанут в очередь для подачи специальных деклараций в налоговые органы совершенно не оправдались. На конец 2019-го года, по официальной информации, было подано 19 000 таких деклараций. Менее 5000 в год на всю матушку Россию.
И это, прошу учесть, на фоне того, что данная амнистия совпала по времени с кардинальными изменениям в жесткую сторону подходов зарубежного законодательства к источникам российских капиталов, и усилением межгосударственного информационного взаимодействия в налоговой сфере, что само по себе вынуждает предпринимателей «вернуть» кровные в родные пенаты.
Основной причиной столь посредственных, на мой взгляд, результатов является тотальное недоверие предпринимателей государству. Тут ещё случилось дело со владельцем порта «Усть-Луга» Валерием Израйлитом, по которому декларация об амнистии капитала быть использована в уголовном деле в качестве доказательства его вины в выводе средств за рубеж.
Да, Президиум ВС РФ в конечном итоге поправил эту ситуацию, установив абсолютный запрет на использование таких деклараций. Но до этого суды всех уровней, включая ВС РФ, называли такие действия законными. А в президиум ВС РФ дело попало только после вмешательства в ситуацию гаранта Конституции РФ. Как говорится: «ложки нашлись, осадочек остался».
Поэтому у меня нет оснований расценивать сделанное предложение как возможный драйв экономики России. По мне, куда более эффективной являлась бы выработка правильных и выгодных для малого бизнеса налоговых режимов с закреплением законодательно невозможности их изменения, как минимум, в течение 10 лет.
Что касается предложения о прекращении в отношении предпринимателей возбуждённых и невозбуждении новых уголовных дел по преступлениям в налоговой сфере, совершенных до 01.01.2020 года, то это чистой воды популизм. Данное предложение находится в неразрешимом противоречии с основополагающими принципам правового государства, как неотвратимость наказания и равенство всех перед законом. Мне кажется, что люди, которые высказывают подобные предложения, не верят, что они живут в правовом государстве, поэтому и мысли у них такие.
Президентом в конце декабря 2019 года внесён в Государственную Думу проект федерального закона № 871811 — 7, которым увеличивается размер налоговой недоимки, который образует состав налогового преступления, и при этом устраняет необходимость расчёта доли этой недоимки в объеме всех налогов и сборов. После принятия поправок — это само по себе приведёт к прекращению дел, где размер недоимки не превышает 15 миллионов рублей. А это более половины всего их расследуемого объема.
Полагаю, что улучшение предпринимательского климата в стране невозможно без установления реальной ответственности сотрудников правоохранительных органов за принимаемые ими решения и подлинно независимой судебной системы.
Евгений Краморов, частный перевозчик:
— Честно говоря, надо смотреть закон, кто является субъектом его применения, законные основания. Должно быть прописано, будет ли эта инициатива через закон основанием для прекращения дел. Есть основания для прекращения преследования, они прописаны в УПК. В том числе и касаемо издания законов, освобождающих от ответственности. Правительство не уполномочено редактировать законы, поэтому это может быть такой длинный витиеватый путь. Сначала закон о финансовой амнистии, затем изменения в УПК.
А касаемо нацпроектов — я вообще не понимаю, когда мне говорят это слово, у меня начинают волосы тихо подниматься дыбом. Это просто прямая обязанность государства, если разбирать их суть! А никакие не нацпроекты. Обеспечить комфортную среду гражданам. Правда? А оформить их в виде нацпроектов — это опять же, с моей точки зрения, способ вымывания денег из бюджета. Всё. Под благовидным предлогом. И чем поможет амнистия бизнеса нацпроектам? Бизнесмены осмелеют и не будут бояться браться за них? Ну это прекрасно, но если так рассуждать, к этому вообще можно прицепить что угодно.
Владимир Казанин, депутат Омского горсовета от «Коммунистов России», ведущий программы «Управдом» на «12-м канале»:
— Это очень хорошая идея, моя любимая тема. Малый и средний бизнес — предложить им амнистию — это вообще отлично. Учитывая, что и экономика у нас растёт не теми темпами, которыми бы хотелось, и нагрузка на малый бизнес большая, и в мэрии у нас нет департамента развития малого бизнеса, о чём я много раз говорил и ещё буду дальше бить в эту точку в общении с мэрией. Амнистия капитала — это хорошо.
Нацпроекты — надо понимать, кто их будет реализовывать. Если всё выглядит так могуче — то есть большие компании, которые должны закупать большие партии чего-то, то это вообще имеет отношение не к росту экономики, а к распилу денег. А мне кажется, малый и средний бизнес должен напрямую участвовать в нацпроектах, надо разработать методику и чтобы его предприятия поставляли оборудование, чтобы они участвовали в тендерах. То есть чтобы заказ можно было разделить и по небольшим частям. Чтобы это была занятость большей части населения.
Что касается уголовных дел, то тут, конечно, однозначно — жулик должен сидеть в тюрьме. Если там сидят невинно осуждённые — то тогда следственные органы нужно сажать. Кто их туда посадил? Если массово выпускать невинных. Тщательно разбираться с делами, кто реально в чём-то виновен, где дело сфабриковано и где нет.
А амнистия жулику, который взял подряд, ремонтировал дорогу, назвался одной фирмой, потом открыл «крышу», перебросил деньги туда и опять появился на этом конкурсе — тогда это, наоборот, проблема. То же самое с фирмой, которая отремонтировала, потом дорога потрескалась, потребовался гарантийный ремонт — а та фирма-подрядчик «внезапно» обанкротилась, и взять с неё нечего, её уже нет. Такого не надо.
Павел Кручинский, председатель совета директоров компании «МИАРД», глава Омского регионального отделения «Партии РОСТА»:
— Наверное, это два разных вопроса. Одно дело — амнистия, понятно, что в эпоху становления рынка с непрописанными правилами игры кто-то работал «на бреющем полёте», на грани. Кто-то что-то нарушил. Непонятно, когда говорят им «А вы виноваты, а так нельзя было», естественно, что часть предпринимателей была вынуждена прятать себя и свои капиталы, потому что всё-таки при формировании законов никогда нельзя менять правила игры задним числом.
Понятно, что амнистия вызывает больше доверия к властям, но что касается участия в тендерах и конкурсах — всё связанное с госконтрактами имеет две существенных проблемы. Первая — тотальный контроль силовых структур, которые всегда делают невиноватых виноватыми, которые вроде бы и дуют на воду после многочисленных случаев воровства. Но известна не одна история, когда люди участвовали в конкурсах по-честному, более того — вкладывали свои деньги и не получили полный расчёт. Под всевозможными предлогами, что они и там, и там, и там нарушили. И тяжбы судебные, и следствие — естественно, это отбивает всякую охоту в дальнейшем связываться с бюджетными деньгами.
То есть будет вот такая амнистия — она будет способствовать доверию со стороны бизнеса к работе с государственными деньгами. И то обращение «Партии РОСТА» в адрес нового главы правительства — о том, что ради того, чтобы экономика была многоукладной, нужно снимать эти оковы надзорных органов, которые уже с микроскопом бегают, что называется, и выискивают все огрехи, которые могут быть.
Поэтому в обращении и предложение о создании новых рабочих мест, чтобы новое правительство взяло курс на диверсификацию экономики, независимость от цен на нефть и газ. Хотя и Медведев ещё об этом в связи со «Сколково» говорил, про инновации — но там трепотни было очень много, к сожалению. Начиная с «законодательной гильотины», которую они обещали, и не реализовали, и так далее. То правительство с точки зрения развития экономики было очень слабым. Надеемся, что новая команда будет работать как-то по-другому. И к этой инициативе прислушаются. Если хотя бы реализовать часть её предложений — будет уже хорошо.
Александр Мартынов, предприниматель:
— При чем тут бизнес в вопросе освоения 1 триллиона рублей? Спросите любого бизнесмена — есть куда в твоем бизнесе пристроить 100 тысяч рублей? 100 миллионов рублей? Миллиард? Да на каждую сумму найдутся десятки и сотни бизнесов, которые готовы расти, развиваться и создавать годный продукт. Только этот триллион предназначался для нацпроектов, распределялся государственными структурами (см. СССР) и не имел в своих целях получение прибыли. При чем тут бизнес? Это исключительно политические дивиденды.
Амнистия бизнеса. Словно бизнес в чем-то виноват. Это просто освобождение от налогов для предприятий, работающих на спецрежимах. А почему именно их? У нас есть множество предприятий, которые годами работают на таких режимах, получают прибыль и не планируют расти. Им комфортно в этой сфере. Гораздо разумнее освобождать все НОВЫЕ предприятия от налогов. Первые 2-3 года их вообще не должны особо трогать проверки и налоги. Нельзя младенца сразу вести на работу или заставлять мыть посуду. Молодые предприятия существуют в условиях жесточайшего дефицита всех ресурсов и невероятной неопределенности. Освобождение от налогов и контроля как минимум удвоит число выживающих новых предприятий. Могут сказать, что так будут уходить от налогов действующие предприятия, но налоговая сейчас прекрасно отслеживает признаки и ситуации дробления или наследства юрлиц.
Освобождение от налогов предложили Мишустину. Но все последние годы государство старательно занималось увеличением сбора налогов и передавало все больше коммерческих сфер в госкомпании и госкорпорации. Есть ли со стороны политических сил движению к созданию действительно рыночной экономики, привлекательной для бизнеса или инвесторов? Нет, к сожалению, ни одна из парламентских или около того партий подобного не делает. Единственная партия, которая предлагает адекватные инструменты, которые выходят из реальных потребностей бизнеса — это Партия Малого Бизнеса России Драйвер экономики. Это выражение уже задергали. Но это абсолютно пустое выражение. Драйвером экономики может стать узкая сфера, в которую вкладываются политические, экономические и общественные ресурсы для получения относительного или абсолютного конкурентного преимущества на мировом рынке. Пока это только и исключительно нефть и прочий экспорт ресурсов. Для роста экономики и привлечения инвесторов нужно в первую очередь снижение рисков, очевидность правил игры и защищенность деловых интересов. И всё это в долгосрочной перспективе.
Александр Лихачев, председатель Омского регионального общества потребителей в сфере ЖКХ:
— Думаю, резко отрицательно. Считаю, что любое судебное наказание должно исполняться в полном объеме. Это не человек случайно кого-то задавил или нарушили технику безопасности и люди пострадали. Это лица с высшим образованием и совершали преступления умышленно.
Галина Татаринова, специалист по связям с общественностью:
— Инициатива Титова на этот раз — своего рода тест для нового правительства и президента. Рискнут ли? Решатся ли? Дело даже не в экономических показателях. Хотя они взывают: в нормальных странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП более 50%, а у нас около 20 и постоянно снижается!!! Главные риски для власти в другом. Управлять массой мелких предпринимателей будет сложнее! Люди почувствуют вкус свободной жизни. Как бы то ни было, но рискнуть стоило бы. Во многом послабления для малого и среднего бизнеса помогли бы решить вопрос нормальной занятости (не 10 тысяч в конверте) трудоспособного населения, подняло бы градус оптимизма. Прорывом в экономике не станет. Но социальные плюсы будут. Посмотрим на результаты «теста».
Сергей Евсеенко, профессор Омского филиала Академии бюджета и казначейства Минфина РФ, член «Партии РОСТА»:
— Тут несколько вопросов. Скажу так: осваивать деньги и украсть их — это две разные вещи. Украсть в нашей стране могут всё. Освоить — значит за них отчитаться. Бизнесмены неохотно занимаются вторым (отчётами). Первое у них получается нормально. Активно обманывать друг дружку, государство, хотя на тендеры им идти сложновато, потому что можно и рога потерять вместе с башкой.
Я так понимаю, за федеральными деньгами, когда они израсходованы, идёт финконтроль. А за ним — прокурор. А там — следователи и нары. Поэтому это их пугает. И с государством они не сильно сотрудничают. Вот когда друг друга накалывают, граждан — у них нормально получается. А как только не заплатили налоги, не выполнили госзаказ — тут уже проблемы. Поэтому не каждый бизнесмен готов работать с государственными деньгами. Дело не только в образовании, мастерстве, но и в умении отвечать за взятые обязательства. Поэтому так сказать, что напрямую есть связь амнистии бизнеса и исполнения нацпроектов, я не могу, я её не вижу. Люди, которые умеют околачивать деньги — они в принципе этим мастерством сильно не делятся. И тусуются сами по себе, крутятся как-то, у них что-то получается. А затаскивать широкий бомонд, всю эту мошкару, которая себя называет бизнесом, это вряд ли им по карману. Потому что вы видите, какие там цифры в нацпроектах? Там нужно обеспечение, умение работать с большими цифрами, реальной ответственностью.
Кроме дикого хохота насчёт амнистии бизнеса среди этой «братвы» я ничего не вижу. Пусть простит меня мой партийный вождь, но популизм там просвечивается (в этом предложении), что надо простить ту «братву», которая не платит налоги, которая куда-то попала, якобы кошмарят этих бедолаг… Я вот считаю, сейчас подчистят прокуратуру — и часть дел должна улететь сама по себе. Они же были возбуждены не сами и не по инициативе бизнесменов? Никто же не пришёл с повинной и не сказал: «Я хочу посидеть в тюрьме для приобретения жизненного опыта». Так что проверка этих дел может дать больше, чем амнистия. Амнистия-то — это значит отпускаем и виновных, и невиновных, всю братву. То есть безнаказанность. Нееет. Так не надо. Как бы я ни относился к нашему партийному вождю — он роли Жириновского не заменит в данном случае. Вольфыч в этом плане у нас номер 1, а номера 2 там не будет. Титову пожать такие лавры не дадут. Он для другого. Он не первый раз такое предлагает, я понимаю, его подталкивают, но «Партия РОСТА» — это не партия бизнесменов, сидящих на киче. Это точно. Наш электорат совсем другой. Это точно не бизнесмены. Приличные бизнесмены с большими деньгами разобраны партией власти, а бизнесмены, якобы невинно осуждённые — это не наш контингент. Он совсем другой. Мы его лица даже не совсем понимаем, но политика социального популизма сейчас у нас в стране крайне немодна. Даже в рядах партии власти. Я сомневаюсь, что это предложение Титова реализуют. Если бы это предложил сам президент — тогда да, всё бы на «ура!», все бы сразу закричали «Это же давно надо было делать, как мы не понимали, как сразу не догадались?!» А так — это называется «Не заслоняй собой господина», понимаете?
Олег Ананьев, предприниматель (НП «Энергоэффективный регион»), Председатель Омского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ»:
Я предприниматель и конечно поддерживаю данную инициативу. Снижение уголовного давления на малый бизнес, уменьшение налоговой нагрузки и доступное кредитование, безусловно, послужат бурному развитию предпринимательства. И за этим, безусловно, пойдет рост экономики страны и благосостояния всех её граждан.
Алексей Ложкин, руководитель фракции ЛДПР в Омском городском Совете:
— Честно говоря, не совсем понятно, кого именно хочет амнистировать Титов. В прошлом году прощали налоговые долги, если я не ошибаюсь. Если человек привлечён к уголовной ответственности, то это уже мошенничество или ещё что-то серьезное. Стоит ли такое прощать? Кто-то миллиардов нагрёб, теперь безнаказанно жить будет.
Простой пример: туристическое агентство собрало с туристов деньги, сбежали с чужими деньгами, или «обанкротились», оставили людей за границей без обратных билетов и оплаченного проживания. Сейчас их амнистируют и снова можно грести безнаказанно?
С другой стороны, может, кто-то недоплатил налогов и за это ответственность? Не хотелось бы, чтобы под эту акцию попали и те, кто умышленно шёл на преступления, мошенничество, обогатился за счёт простых граждан. Надо дождаться конкретики от Титова, тогда и обсуждать. С одной стороны я «за», с другой, не получится ли, что мошенников отпустят и они будут на нас дальше греться.
Степан Ермола, координатор местного отделения ЛДПР:
— Амнистия для предпринимателей действительно имеет место. В условиях рыночной экономики предприниматели являются важной деталью финансового механизма страны. Я считаю, что амнистия может быть реализована только при условии осуществления серьезного контроля над освобожденными от ответственности лицами, на тот случай, если они планируют и дальше заниматься бизнесом.
Иван Беланов, предприниматель:
— Участие в государственных проектах становится для предпринимателей все более рискованным, растет количество претензий к участникам или исполнителям по факту расходования, освоения и т. д. и притом уже в очень поздние периоды. Естественная реакция, не участвовать в освоении, что мы и видим, как результат снижения даже в рублях. Что нужно сделать — на поверхности, вернуть прозрачные правила взаимодействия, озвучить все нарушения, за которые будет ответственность и соблюдать договоренности в большей степени не в букве закона, а в духе.
Андрей Рудаков, политолог:
— Сейчас амнистия по многим статьям, не связанным с применением вреда здоровью и жизни других граждан, актуальна как никогда. В стране, где гос. органы зациклены на выполнении и перевыполнении плановых показателей, к ответственности стремятся привлечь всех. Людям ломают жизни, погружают в среду, которая с большей вероятностью сделает из них настоящих преступников, рушат экономику, сводят на нет фундамент экономики — неприкосновенность частной собственности. В России давно назрела потребность в реформировании судебной и правоохранительных систем. Но, очевидно, в ближайшее время изменений ждать не приходится. Законы и дальше будут писаться так, что каждого можно будет при желании в чём-то обвинить. А значит, существенных изменений в экономической сфере ожидать не приходится.
Евгений Рабинович, председатель Совета Областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит»:
— Это возможно только при наличии добросовестного бизнеса!
Владимир Виноградов, арбитражный управляющий:
— К сожалению, бизнес не верит власти и все предложения легализоваться, выйти из тени, вернуть капитал из офшоров — воспринимает как замануху, чтобы отнять и посадить. Все нацпроекты — поддержку получает тот, кто уже был у кормушки и знает правила игры, новички не приветствуются, и, вообще, в РФ не экономика, а понятия про экономику, хаос.
Олеся Дорогова, организатор конкурсов красоты, бизнесвумен:
— Насколько я поняла, Титов предложил амнистию не тем, кого ещё не посадили, но должны, bk55, как всегда, немного утрирует, а налоговую амнистию для малого и среднего бизнеса, плюс упростить начинающим предпринимателям систему налогообложения, ввести специальные, более доступные условия кредитования в рамках нацпроекта. Эти меры однозначно помогли бы молодым предпринимателям, в том числе и тем, кто участвует в тендерах. Но мне кажется, это не случится.
Андрей Семикин, ресторатор:
— Я вообще против уголовки по бизнесу. Чем больше администрирования, а тем более уголовки, тем меньше людей пойдёт в бизнес. Нужна понятная и стабильная налоговая система и дешевые кредиты. А чтобы развивалась экономика, надо уменьшить налоги. Люди сами решат, куда им тратить деньги, без распределяющей роли государства. Для этого не надо «помогать» бизнесу, создавая новые кормушки и создавая «современные» условия для бизнеса. Но команда царя-батюшки другого мнения! Конечно, надо вкладывать в образование, но не увеличивая НДС, а сокращая расходы на гос.аппарат и госкорпорации.
Станислав Жоглик, главный редактор ИА «Новый Омск»:
— Даже если из 100 амнистированных предпринимателей на свободу выйдет 10 откровенных жуликов, типа Кулешова, которые просто кинули людей на миллионы рублей, даже в этом случае общество выиграет. Потому что остальные 90 — это наверняка бизнесмены-созидатели, попавшие под уголовную ответственность в силу разных субъективных причин, в том числе и по умыслу силовиков. Поэтому амнистировать, однозначно. И в первую руку таких предпринимателей, как Сергей Калинин, претензии к которому (а также избранная мера пресечения) ни с экономической, ни с юридической точки зрения просто необъяснимы.
Когда развалили «Мостовик» и посадили Шишова, разве общество выиграло? Нет, проиграло. Кто, если не предприниматели будут двигать его вперед, кто будет заниматься производственными, инфраструктурными и инновационными проектами? Товарищ полковник? Он нам надвигает.
Юрий Шиян, основатель и владелец торговой сети «ШАУРМАСТЕР»:
— Не вижу никакой связи. Преступник должен сидеть в тюрьме.
Ну действительно бред — давайте зэков из зоны выпустим, так как не хватает рабочих рук, чтобы выполнять нацпроекты?
Я допускаю, что среди сидящих есть невинно осуждённые из-за рейдерства, например. Но это другой повод. Здесь же вопрос про амнистию ради нацпроектов.
Денис Моисеев, бизнесмен, создатель и автор блога «Бизнес-хакер»:
— Бизнесу помогать надо обязательно. Сейчас идет огромная нагрузка на бизнес, связанная с определёнными трендами нового премьер-министра. Про амнистию я не слышал, но думаю, что сажать предпринимателей — это последнее дело… Власть должна и, я надеюсь, понимает, что все мы в одной лодке и надо работать сообща. Игра в одни ворота может сейчас привести лишь к тому, что игра вообще закончится.
Татьяна Лукина, депутат Совета Омского района, предприниматель:
— Глупо валить всё в одну кучу. Амнистия не нужна. Средства не освоены по иным причинам. На кого заведены дела, тем нужно быть подальше от тендеров.
Николай Герасименко, владелец выставочного салона «Перспектива»:
— Не совсем понял. Амнистия как будет способствовать? Те, кого амнистируют, перекрестятся и сделают выводы: не участвовать больше в госпроектах, а кого не за что амнистировать еще пока, вряд ли ввяжутся в это, ведь неизвестно, когда будет следующая амнистия. Теперь уже к 80-летию Победы.
Алла Аксенова, экс-звезда омской телекомпании «Антенна 7», ныне корреспондент «11 канала» (г. Пенза):
-Тему изучила. У Титова ни слова про влияние амнистии на нацпроекты нет. Не вижу смысла комментировать.