Директор «Центра экспертизы в области здравоохранения» Дмитрий Потопальский дал прогноз, каким будет 2020-й и для омских медиков, и для их пациентов.

— Для омского здравоохранения 2020 год начался с осознанием того, что жить в нём станет сложнее всем: и бюджетным медицинским организациям, и пациентам, даже несмотря на то, что стоимость территориальной программы ОМС Омской области возросла до 27,7 млрд. рублей (+7%).

Для большинства поликлиник и стационаров объемы медицинской помощи снижены, включая детские поликлиники. В приоритете стационарная онкология (добавили объёмы медицинской помощи и увеличили стоимость тарифов на 30%) и стационарная медицинская реабилитация (также добавили объемы и стоимость тарифа выросла в среднем на 23%). Некоторым взрослым стационарам объем медицинской реабилитации был увеличен кратно (вдвое для БУЗОО «Большереченская ЦРБ» и БУЗОО «ГКБСМП № 2» и втрое для БУЗОО «ГКБ № 11»). Впервые стационарная медицинская реабилитация будет доступна в БУЗОО «КМСЧ № 9». И наоборот, объемы медицинской реабилитации для детей оказались снижены в БУЗОО «ГДКБ № 2 им. В. П. Бисяриной», БУЗОО «ОДКБ» и в БУЗОО «Центр медицинской реабилитации».

Детство опять обошли вниманием…

По-прежнему удивляет то, что комиссия по разработке программы ОМС Омской области упрямо не желает проводить реабилитацию пациентов онкологического профиля на базе профильного БУЗОО «КОД» (чем нарушается действующий приказ Минздрава России № 915н), и по-прежнему необоснованно предоставляет объемы стационарной медицинской реабилитации (сопоставимые с БУЗОО «КМХЦ МЗОО») для ООО «МЦСМ «Евромед», который осваивает их даже не в стационаре…

Выделенные объемы медицинской помощи для бюджетных клиник, которые будут оплачены из средств ОМС в 2020 году, не покрывают даже прямых расходов на их оказание, так как они фактически занижены для большинства участников ОМС, как и тарифы их оплаты.

Кроме того, с января 2020 года отменены тарифы на лабораторные исследования, которые действовали в системе ОМС с 2014 года отдельно для БУЗОО «КДЦ» из-за низкой эффективности. Бюджетным клиникам рекомендовано возобновлять работу собственных клинических лабораторий (КДЛ), либо заключать договоры со сторонними КДЛ. С 2014 года Минздрав Омской области «боролся» против лабораторной службы в бюджетных клиниках и добился своего — КДЛ в ЦРБ, поликлиниках и отдельных стационарах практически перестали работать самостоятельно, специалисты были уволены, либо переквалифицированы. А в оборудование КДЦ из бюджета Омской области за этот период были вложены сотни миллионов рублей. Теперь все бюджетные клиники вновь начинают экстренно искать решение проблемы в организации лабораторных исследований для своих пациентов, которую снова создал для них их же учредитель…

А тут ещё требовательная рекомендация Минздрава России с января 2020 года поднять окладную часть в структуре заработной платы медицинских работников до 55-60%, а президент Путин указал, чтобы при этом не снижался уровень доплат, надбавок и стимулирующих выплат, а достаточных средств для этого нет… И всё это медицинские чиновники свалили на медицинские организации в первую неделю января…

Ввиду того, что объемы ОМС и их тарифы не покрывают все это «веселье», остается придумывать нестандартные решения. Какими они будут — мы скоро увидим. В обсуждении у чиновников объединение поликлиник, стационаров, родильных домов, ЦРБ, сокращение административного звена, снижение зарплат, в т. ч. у главных врачей и их заместителей, централизация закупа лекарственных препаратов и медицинских изделий, т. е. линейные действия, которые, по их мнению, решат текущие проблемы.

Думаю, что они упрощают и не осознают всей полноты проблем в отрасли. Добавлю еще немного цифр. По итогам 2018 года за омичей, которые получили специализированную помощь (в т. ч. ВМП) в клиниках других субъектов (Москва, Новосибирск и т. д.), ТФОМС Омской области оплатил счетов на сумму 460 млн. рублей, а в ответ, за пролеченных в клиниках Омска, получил от других ТФОМС средств на сумму 186 млн. рублей. Баланс отрицательный более чем на 270 млн. рублей и он растет и «отбирает» средства ОМС у омских клиник. К примеру, Новосибирская область в тот же период пролечила «чужих» пациентов в три раза больше, на 615 млн. рублей, и у нее баланс положительный. Москва на «чужих» заработала более 20 млрд. рублей… Вот такая математика. Чем лучше оснащение в клиниках, чем квалифицированнее специалисты, тем больше в них желают лечиться пациенты из разных регионов, застрахованные в системе ОМС, в т. ч. из Омской области. Тем более, что это стало законно и доступно для всех граждан России. Это значит, что талантливые омские врачи будут уезжать в те регионы, где созданы лучшие условия для их работы, а омичи будут все больше получать стационарную помощь вне пределов своего региона потому, что там она будет доступней и качественней.

Систему регионального здравоохранения продолжают тестировать в аварийном режиме и делают это много лет. К счастью, это не фатально для большинства граждан, так как существует параллельная — федеральная и частная. Сработает закон сообщающихся сосудов.

А как сбалансировать и начать улучшать существующую систему омского здравоохранения, ведь от ее работы по-прежнему зависят здоровье и жизни немалого числа граждан Омской области?

Есть идеи?

Пообсуждаем?

Дмитрий Потапольский