«Час X» настанет уже 1 января.
Сегодня в рамках заседания Общественного совета при минэкономики Омской области, в фокусе которого пребывают вопросы малого и среднего предпринимательства в регионе, был поднят вопрос о грядущей перестройке бизнес-модели с профильной для ведомства точки зрения. Речь, в частности, идет о введении на территории региона спецрежима для новой категории предпринимателей — самозанятых.
Как напомнил замглавы минэкономики Денис Кушнер, речь идет о сотнях и даже тысячах нянечек, репетиторов, таксистов и многих других «самих себе начальников». В общей сложности порядка 50 тысяч омичей, которые с точки зрения налогового законодательства пока на нелегальном положении, так как не «приоткрывают» своих доходов за счет оказываемых услуг, скоро могут выйти из тени.
Собственно, Омская область стала одной из 19 экспериментальных территорий.
«С 1 января мы готовы подключиться к этой системе. Налоговый режим будет вводиться как для физлиц, так и для индивидуальных предпринимателей».
Однако есть оговорки: доход от такой деятельности у омича или жителя региона не должен превышать 2,4 миллиона рублей. Тогда ты уже, видимо, однозначно предприниматель.
При этом сам процесс регистрации проходит онлайн, как напомнила представительница налоговой службы. Специальное мобильное приложение и сайт УФНС предоставляются самозанятому в помощь. Собственно, получив этот статус, омичи отчисляют 4 или 6 процентов дохода от своей деятельности. Минимальный порог предполагается для тех, кто оказывает услуги физлицам. Еще 2 процента «накинут» тем, чьими клиентами являются юрлица. В качестве «подъемных» — налоговый вычет до 10 тысяч рублей. Лоббируемая поправка о том, чтобы самозанятые получили права субъектов малого и среднего предпринимательства с точки зрения мер поддержки, в свою очередь, была отвергнута.
Кушнер уточнил, что речь так или иначе идет о приращении поступлений по налогам, но это вовсе не самоцель.
«Это, безусловно, элемент прироста налоговой базы. Но в том числе и возможность легализоваться! По данным Минтруда, на рынке сегодня нелегально работают 54 тысячи человек. Это таксисты, репетиторы, сдающие в аренду недвижимость и многие другие».
Он также озвучил, что профильным структурам поставлен план по самозанятым, коих должно набраться в 2020 порядка 15,6 тысячи.
Новый закон до сих пор вызывает шквал вопросов. Возникли они и у членов общественного совета. Так, была поднята проблема затруднений при сотрудничестве с банками, пока они не горят желанием оказывать новой категории поддержку в отличие от «стандартных» ИП.
«Центробанк получил поручение от федерального минэкономразвития, чтобы настаивали на изменении отношения к этой категории».
Осудили также и подход налоговиков, которые сводят регистрацию к онлайн-режиму. Однако личного предварительного приема таких бизнесменов, как выяснилось, никто не отменял.
Подытожив, председатель совета Олег Ананьев отметил:
«Это очень удобная форма для начинающих предпринимателей. Правда, поначалу мы будем чувствовать отток ИП — тех, что работают в единственном числе. Многие так начинают, а в данном случае возможно избавление от бухгалтерских услуг».
И все-таки, члены совета обозначили сложности, которые возникают при всем известных бюрократических вопросах: палки в колеса при участии в каких-то экономических мероприятиях, например, в торгах или «выбивании» поддержки от властей, для экс-физлиц будет вставлять факт отсутствия полного пакета — ведь ранее им лишние бумаги были попросту не нужны. Таким образом, они теряют в правах. Также поломать голову предстоит и тем, кто, с одной стороны, может претендовать на новый статус, но по факту является учредителем какой-то компании. Пока законодательство на сей счет не проработано.
Евгений Куприенко