Прежде всего это люди, которые живут в дачном посёлке круглый год.
Омичи, для которых садоводческое товарищество «Аэрофлот» является постоянным местом жительства и регистрации, сетуют на плохое состояние местных электрокоммуникаций: те уже сильно изношены и при этом денег на их ремонт или замену у людей нет. Они уже обратились с жалобами на самые разные уровни власти и при этом эксперт высказывает мнение: нужно либо судиться, либо… брать сети на свой баланс мэрия или энергокомпания действительно не обязаны.
«Я этот год провёл хорошо, заплатил все налоги, задолженностей за электроэнергию по лицевому счету № 97013036331 не имею. Прошу тебя хоть в Новый год обеспечить нас безопасной электроэнергией», — написал Павел Кравченко Дедушке Морозу.
Такая у 58-летнего человека простая мечта — нет гарантии, что все жители СНТ «Аэрофлот» переживут праздник.
С 2012 года в «Аэрофлот», когда государство разрешило регистрацию в строениях на садовых земельных участках, потянулись люди из омских деревень и соседнего Казахстана — поближе хоть к какой-то работе.
«Домишко купят, осень-зиму перебьются кое-как, а к лету уже и рожать начинают: на материнский капитал и пристроить что-то можно, и утеплить. Жить-то надо. У нас «аборигенов», детей, тут народившихся, уже человек пятнадцать», — рассказала председатель товарищества Лариса Бадера.
В 150 домах из 800 обитают «зимники»: те, кто живет в «Аэрофлоте» круглый год. Семьи большие: только детей набирается с полсотни. Ютятся в домишках, слепленных из всего, что подвернулось под руку: железных бочек, баннеров, досок от ящиков.
«Да что ж мы тут, от хорошей жизни, что ли? Сын в Германию уехал, все продали, а я вот сюда переселился. С тех пор и строю, как деньги появляются. Если снять квартиру, тогда питаться на что? Охранником работаю, минималку получаю. За границу не хочу на старости лет, тут родина же. Воздух свежий, картошка своя. Страшновато, правда — электричество то замкнет, то заискрит, сгорит же всё к чертям собачьим. А не сгорит, так вымерзнет, если вырубится — у меня, как и у большинства, насос электрический в доме тепло гоняет. Остановится — и будет немногим теплее, чем на улице», — вздыхает 55-летний Анатолий Журавлев.
Электрические столбы, в отличие от людей, дачной жизни не выдерживают: гнутся и качаются. Как говорит местный электрик Кирилл Горшков, 70% из 300 опор уже отжили свой век и держатся исключительно на проводах. Впрочем, электриком Кирилл работает в городе — в товариществе такой ставки нет.
«У нас некоторые столбы уже под углом 45 градусов висят. До прошлого года это была собственность товарищества, мы должны были сами за ними ухаживать. А как? Электрика наймем, работа всем нужна, он придет, глянет — нет, говорит, не полезу я на такой столб: кому охота убиваться за минималку? Дятлы, и те на них уже не садятся. А больше где взять? На взносы и дорогу содержим, и мусор вывозим, и охрану нанимаем. Но народ-то нищий! Каждый как может, так себе электричество и обустраивает: вон сколько «соплей» понавешали от подстанции. Лет семь назад мы электрика наняли, он её ремонтировал. Но тогда у народа еще деньги были. А сейчас не на что. И профилактику делать некому. Как это вообще? Сапоги сапожник тачает, возит водитель, а электросети обслуживать, источник повышенной опасности, должны садоводы. Тут ведь еще одна проблема — воруют! По-черному. Идешь по садоводству, дыма нет, а ведь топятся чем-то. Проколы делают, подсоединяются нелегально. А денег за электричество приносят пшик, по счетчикам. Полтора миллиона садоводство уже должно. И у меня никаких методов воздействия. Знаю, что опасно, но нет специалиста, который отключит. Знаю, что воруют, но не имею права ни контролировать, ни наказывать. В Новый год как разом все врубят электроприборы, так и жди беды. Семь раз уже горели…» — добавила Бадера.
Небольшая железная будка — комплексная трансформаторная подстанция наружного исполнения, стоящая в центре Аэрофлота — опутана разномастными проводами, как путиной. Толстые и тонкие, наскоро скрученные в некоторых местах, они провисают совсем низко над тропинкой. Таким кустарным способом жильцы подсоединяются к электросетям.
«У нас дети почти в каждом дворе. Стараемся одних не оставлять: а пожар, а замыкание, а ветром столб повалит? У меня сыну 8, вместе ездим: сидит у меня на работе в закутке, потом на вторую смену бежит, а вечером из школы встречаю и домой идем», — рассказала швея Гульнара Бухарова.
Вокруг «Аэрофлота» еще дюжина СНТ, и везде картина одна: объекты электросетевого хозяйства находятся на балансе нищих СНТ, а потому в разрухе. Еще в 2017 году министерство энергетики России рекомендовало энергокомпаниям взять их на баланс, поскольку они «предельно изношены, находятся в ненормативном техническом состоянии, требуют проведения реконструкции и выполнения мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований правил устройства электроустановок и технической эксплуатации». Воодушевившись этим документом, в июне 2018 года на общем собрании садоводства аэрофлотовцы отказались от ЛЭП и КТПН. Решили, что лучше, если ими будут заниматься специалисты: МРСК «Сибирь», которая поставляет электричество, и филиал ОАО РЖД Трансэнерго Западно-Сибирская дистанция по энергообеспечению Входненской дистанции электроснабжения, являющаяся сетевой организацией. Тем более, что никаких документов на ЛЭП и КТПН, построенных еще в советские годы, не сохранилось, и почему, собственно, за них должны отвечать дачники, ясно не совсем.
Как полагается, аэрофлотовцы уведомили мэрию об отказе обслуживать сети. Но власть и бизнес умеют лучше считать деньги. Больше года дачные сети вместе с трансформатором электрики не хотят признавать своими, а город — бесхозными. И всё это время жители СНТ безуспешно пытаются узнать хотя бы одно: куда теперь обращаться в случае аварии? Глава Кировского округа Андрей Горбачев вместо ответа на двух листах зачем-то объяснил аэрофлотовцам, как правильно провести собрание и самостоятельно обследовать подстанцию. Начальник Входненской дистанции электроснабжения РЖД Роман Шевкунов ответил, что у его организации нет законного права производить работы в «Аэрофлоте», при этом добавив, что в случае неисправности, влияющей на сети РЖД, рубильник-то выключит. Заместитель прокурора Кировского округа Сергей Филатов сообщил, что причин для прокурорского реагирования нет.
Пишут аэрофлотовцы во все инстанции и вместе, и по отдельности, поскольку у 15-ти из них есть прямые договоры с МРСК «Сибирь», по которым они платят за электроэнергию лично, минуя общую кассу СНТ. Военный пенсионер Павел Кравченко обращался даже в приемную президента. Отвечают ему примерно одинаково — выдержками из закона № 35 «Об электроэнергетике»: «Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями, энергопринимающие установки, которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены». Теоретически все согласны, практически ответственность за 150 жителей «Аэрофлота» не берет никто.
«Понятно, что сети в ужасающем состоянии не нужны энергетикам. Это расходы, которые удобно перекладывать на жителей. То есть я плачу за электричество 4 рубля, как и любой другой горожанин, но, кроме этого, должен еще и ремонтировать на свои ЛЭП и КТПН. Причем также считают в департаменте городского хозяйства. «Почему на вас должен тратить деньги бюджет?», — спрашивает меня специалист департамента. Потому что мы жители Омска и граждане России, наверное? В Кировской администрации от нас требуют провести обследование самостоятельно, в департаменте объясняют, что город может признать электросети бесхозными только после того, как мы приведем их в порядок. Но таких требований в законе нет. Ведь мы потому и отказались, что не можем сами. Процедура передачи электрообъектов может тянуться и год, и два, а что нам делать? Если вырубится электричество, это реальная угроза нашим жизням: останемся в темноте и холоде. Что тогда? Эвакуировать людей? Так почему не принять меры, пока не случилось беды?» — высказался Кравченко.
«Аэрофлот» стал первым из садоводческих товариществ, который решил отказаться от собственности на объекты электросетевого хозяйства. То есть городские власти понять где-то можно — если создастся прецедент, пойдет волна отказов, и кто-то должен будет приводить электричество в порядок… Тем более, что СНТ, окружающие Аэрофлот, тоже нищие, уже смотрят на него с надеждой — тоже жить хотят. Но ни прокуратура, ни власть не пытаются предотвратить несчастье.
«Решение вопроса по содержанию и техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Аэрофлот», в том числе устранению аварийных ситуаций, а также проведению обследования находится в компетенции правления СНТ «Аэрофлот», — сообщил первый вице-мэр Омска Евгений Фомин.
Что-то слышится очень знакомое: «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Кажется, так говорил великий комбинатор?
БК55 попросил прокомментировать ситуацию и эксперта — председателя Омского областного общества защиты право потребителей в сфере ЖКХ Александра Лихачёва. По его оценке, происходящее в «Аэрофлоте» полностью отражает ситуацию по большинству садоводческих товариществ (где-то чуть лучше, где-то — еще хуже (это где нет председателя или он «никакой»).
«Смотреть на ситуацию можно по-разному: с точки зрения рационализма и закона и с точки зрения социальной, человеческой. С точки зрения закона однозначно власти правы. Нет оснований для прокурорского реагирования и так далее. Так завтра любое ТСЖ или УК откажется, например, от помойки, и предложит её оборудовать администрации города. Суть-то та же. Кроме того, проблема в том, что и передать кому-либо даже теоретически (если энергетики или администрация согласятся) такие сети нереально, так как положено сначала получить техдокументацию (что передавать), законные документы на землю под линейными объектами, а этого у садоводства нигде нет (то есть, их изготавливать надо по-новому, а это очень дорого).
Закон № 35 цитируете, господа, невнимательно. Там нигде не написано, что МРСК должна себе столбы забрать. Там написано, что она отвечает за подачу электроэнергии — иными словами, если света не будет — она отвечать будет. Но очевидно, что даже в случае компенсации убытков кому-либо при аварии по суду, потери МРСК будут в десятки раз меньше, чем такие столбы менять и сами сети — там же фактически новые сети ставить надо Тут и обсуждать нечего», — отметил эксперт.
По-человечески, добавил он, можно смотреть с двух позиций — и «за», и «против». «За» здесь исчерпывающе: люди, дети, социальная ответственность. Но есть и «против». Во-первых, если объективно — бюджет — это по сути общий кошелек всех омичей.
«Если брать эти сети на баланс города, то на их ремонт, а фактически на новое строительство, деньги возьмут из бюджета. То есть и у автора этого материала, и у меня, и у всех читателей БК55. Вот лично я совершенно не считаю, что что-то кому-то там должен из этих господ. Бюджет должен расходоваться только на общегородские нужды типа общественного транспорта, которым может воспользоваться любой омич. На благоустройство половина потребной суммы выделяется, на будущий год не планируется приобретение ни одной единицы новой техники, по городу не пройти — тротуаров нет — а мы будем кому-то на халяву столбы ставить? А с чего?
Я привык говорить конкретно, хотя понимаю, многим это не понравится. Каждый год на оборудование наружных электросетей в частном секторе выделяются гроши — больше просто в бюджете нет. У депутатов в округах и в департаменте городского хозяйства очередь ещё с начала 2000-х годов из улиц частного сектора. Вот как этим людям можно объяснить, что у них столбов на будущий год и еще год не будет, так как деньги отдали садоводству — не важно какому? Я считаю — нельзя этого рационально объяснить. Почему те люди должны жить за счёт других омичей? Потому квартиры и дома стоят по-разному, хотят гарантированного света — пусть покупают домик на Ремесленных или Северных, а эти граждане хотят повысить стоимость своего жилья за счет всех нас. А с чего?
Вот мы же никуда не ходим и не пишем жалобу в прессу. А мы тоже собираемся передавать трубопровод теплотрассы от улицы Красина до дома, где живем, в собственность АО «ОмскРТС», так как за эти 32 метра мы платим МПТК за гигакалорию тепла на треть больше за тепло, чем платили бы напрямую без посредника в лице МПТК. Так мы решаем, сколько это нам обойдется — оборудуем как надо, оформим документацию и передадим, как положено по закону. Если людям надо — пусть делают, и все у них примут. Но они хотят на халяву. За счет других омичей», — аргументировал Лихачёв.
Кроме того, объяснил он, почему еще никто не берёт эти сети и — обращения по подобным вопросам от садоводств и гаражных кооперативов к нему вообще не единичны — потому что воруют.
«А, как правильно у вас указано — реальных рычагов воздействия нет. Понятно, в редакцию обратились порядочные садоводы, кто, скорее всего, платит исправно. Но есть и другие. К сожалению, сегодня есть много способов как механического, так и программного воровства электроэнергии.
Все, кто интересуются новостями, читали материал о возмущении сенатора Матвиенко из-за Минэнерго — что не подготовили закон «об умных счетчиках» — а по-русски, что теперь показания счетчиков на столбах, так называемая система АСКУЭ — будут приниматься без согласия абонента (сейчас я должен расписаться о согласии, а любой нормальный человек этого, естественно, не сделает). Лично я — категорически против: мой счет будут считать без моего участия, а чем потребитель гарантирован, что МРСК чего-то там не припишет? Но объективно воровство это прекратит в момент. Вот когда примут этот закон — проще станет решать вопрос о передаче сетей энергетикам», — также заявил эксперт.
Как резюмировал Лихачёв, вся эта ситуация, как обычно, порождена низким качеством управления на федеральном уровне. Непонятно, кто придумал разрешить регистрироваться в садоводстве — вот и понастроили некоторые трехэтажные коттеджи на три участка, а людям рядом мощности электроподстанции не хватает.
Кто придумал перейти на электронные приборы учета электроэнергии, с которых украсть в разы легче, чем с механических — их и раскручивать не надо — достаточно поставить программатор в соседнем шкафу? Это тоже вызывает возмущение.
«Реальный выход из ситуации вижу в одном — членам садоводства скинуться и нанять нормального адвоката из конторы Александра Дмитренко (без адвоката это однозначно пустая затея) и подать в суд иск на предмет принудительного обязывания администрации оформить сети как бесхозные или энергетикам — принять их (двух ответчиков определить). Как получится — не знаю, так как сам на стороне ответчиков. Но и незаряженное ружье раз в год стреляет — вдруг, это как раз будет в год Крысы», — заключил эксперт.
Василиса Доставалова
Фото автора