Председатель Омского областного общества защиты прав потребителей в сфере страхования выразил мнение о разрешении оформлять компенсации по ОСАГО по документам от медиков, спасателей и пожарных.
С ноября этого года в федеральном законе об ОСАГО новые изменения. По задумке они упростят жизнь автовладельцам: теперь они смогут после ДТП оформлять страховые выплаты не только по документам от ГИБДД, но и по бумагам от спасателей, медиков и пожарных, если те работали на месте аварии.
«Любые законодательные инновации, которые эксперты оценивали тем или иным образом, на практике не оправдывали надежд либо автовладельцев, либо законодателей. Это в особенности и касается ОСАГО. Начиналось всё с того, что люди, которые разрабатывали этот закон еще 15 лет назад, говорили о том, что стоимость полиса будет не дороже бака бензина. На самом деле мы понимаем, что сейчас он в несколько раз выходит дороже. Практически любое новшество, оно как правило не оправдывало желания автовладельцев. Поэтому нужно ждать и смотреть», — рассказал Игорь Пушкарь.
Также специалист пояснил ситуацию с европротоколами. Данный эксперимент введён в крупных мегаполисах и позволял произвести оформление аварии без вызова ГИБДД. Отметим, что сейчас лимит суммы ущерба автомобилям, до которого можно в этом случае применять европротокол, сначала был повышен до 100 тыс. рублей, а потом и до 400 тыс. Эта сумма значительно превышает предыдущий объем возможных выплат.
«Вызов сотрудника ГИБДД очень часто превращается в многочасовую процедуру. Причем иногда автомобили располагаются таким образом на дороге, что они затрудняют движение, не только сами участники инцидента тратят время, но и другим мешают. Создаются пробки. В условиях мегаполисов, таких как Москва, это может быть и фатально. Наверное, именно поэтому и вводят такую систему», — добавил Пушкарь.
Для этого уже разрешили и убирать пострадавшие машины с проезжей части, зафиксировав их на фото, либо просто убирая на обочину, либо оформив аварию на стационарном посту (это если у участников нет разногласий о том, кто виновник столкновения).
Никто при этом не отменял аварийных комиссаров, которые тоже оформляют факт аварии. Хотя это не административный орган, и статус медиков и спасателей выше них: комиссары просто чуть более юридически подкованы, у них больше автомобильного опыта. Они просто помогут грамотно заполнить извещение о ДТП. Существенным доказательством при тщательном разбирательстве запись комиссара являться не будет. Оно будет одним из доказательств. Допполномочий у них нет, и заменить ГИБДД они не могут. Цифру обращений омичей к аварийным комиссарам эксперт не назвал.
Также специалист отметил, что переход на натуральное возмещение убытков автовладельцам через ремонт на «реестровых» СТО, которые заключили договоры о сотрудничестве со страховщиками, во многом себя не оправдал.
«Компании столкнулись с тем, что СТО требуют более-менее реальных денег, потому что у них тоже свой бизнес. Это их тоже не устроило. Немного «обожглись», и в результате где-то предпочитают выплачивать деньги», — пояснил Пушкарь.
При этом компании не могут выплачивать деньги по своей воле — они должны для этого заключить с автовладельцем соглашение, чтобы выплатить ему денежные средства.
«И некоторые из них просто принуждают обманывать автовладельцев. Мол, у нас там на станции плохо делают, у нас не заключен договор. В итоге бывает, выплачивают сумму, которая серьезно их разочаровывает. «Мы вам выплатим деньги, но сколько — сказать не можем», — говорят они», — заключил эксперт.
Юлия Гриценко