АО «ЗСЖБ № 6» вновь вошло в список 100 крупнейших компаний Омска по итогам 2018 года. По этому поводу генеральный директор организации Юрий Гуринов ответил на вопросы корреспондента БК.
— Юрий Самуилович, ситуация в сфере жилищно-коммунального строительства, как известно, не радует…
— Динамика отрицательная, скажем так. Это связано с административным ресурсом, с отношением администрации к строительству, к нашим проблемам, точнее, к их незамечанию, а также с нежеланием работать в этом направлении. Переломить такое отношение невозможно. Здесь же нет такого «потому что дядя Вася на кнопку не нажал».
— Ваша организация существует уже 79 лет. Расскажите о переломных моментах и о том, как вам удалось не сдавать своих позиций на рынке?
— Переломные моменты организации совпадают с тяжелыми периодами в жизни страны. История нашего предприятия начиналась еще в довоенный период. Естественно, переломными моментами стала
война, послевоенный период, переход на крупнопанельное домостроение, кризис 1991 года, 1998 года, 2008 года, 2015 года. Работа плюс удача и надежда на лучшее.
— Как вы считаете, почему многие строительные организации «хватались за голову» в период экономического кризиса? Что вам помогло удержаться в этот непростой период?
— Руководители-то нормально живут, а другое дело — строительные организации. Причин может быть несколько. Неправильно силы распределили, средства неверно вложили, кто-то прибыль потратил, скажем так, будущую. Не предугадали, что наше правительство с законами играет, или недооценили риски, которые у нас на рынке продаж существуют. Кто-то отложил себе резервный фонд, а кто-то — нет. У нас и сейчас продолжается кризис. Мы просто живем в этих условиях и деньги на сторону не тратим. Более-менее авантюрно себя не ведем, хотя в чем-то и у нас убытки есть.
— Ваша организация по итогам 2018 года вновь попадает в список 100 крупнейших компаний Омска.
— Тот факт, что строительная организация попадает в топ 100 крупнейших компаний региона — это очень плохо. Это говорит о том, что эффективно работающих предприятий в регионе уже не осталось. Строители всегда были в лучшем случае на средних позициях. Одно дело возвести аэропорт, построить ГЭС и БАМ, но другое дело — жилые дома. А вот так на строительстве домов войти в число крупнейших — это нонсенс! Это означает, что из Омска уже ушли вообще все. А итоги у нас такие, что нет главного архитектора города, нет главного архитектора области. У нас есть начальник департамента архитектуры города Омска, который по образованию юрист. Вот итоги года-то!
Это вообще у кого-нибудь в голове укладывается?! Шли, шли и наконец-то пришли — ура, товарищи!
Главный итог нашей работы — мы выжили и продолжаем жить. Регулярно платим зарплату и по налогам отчитываемся. Вот мы «кормим» 2 000 рабочих мест, у них у каждого семья. Вот и основные итоги: люди живут и слава богу!
Если посмотреть на 2018 год, то он вообще нехороший. Только в текущем году какие-то улучшения пошли. Итог прошлого года — сделали задел для 2019 года. Сейчас уже получше стало по продажам. У нас в городе очень кризисная ситуация, и многие строители просто разорились, обанкротились, кому-то просто надоело здесь мучиться, и они ушли. Соответственно, предложение уменьшилось на рынке. В то же время потребительская способность тоже уменьшилась, но не так сильно, как предложение. Поэтому весы экономики немного качнулись в сторону спроса, и для тех, кто остался, немножко стало где-то получше.
— Государство должно поддерживать сферу жилищного строительства… Как?
— Оно никак не должно поддерживать. Государство должно просто навести порядок. Я всегда говорю: «Не надо меня поддерживать, поддержите людей, которые у меня покупают квартиры. Дайте им льготную ипотеку, еще более льготную, хоть вообще бесплатную давайте. Нужно снижать этот первоначальный взнос. Предоставьте людям деньги за материнский капитал, хоть за пенсионный фонд, хоть за что-нибудь, чтобы им можно было купить жилье. Не надо мне идти навстречу, а идите навстречу людям, а они найдут у кого купить».
— Какие слагаемые успеха вы можете назвать для процветающего предприятия?
— Наверное, правильно свои силы рассчитать и лишнего не потратить. В нашей стране и в нашем городе нужно действовать очень осторожно. Прямо семь раз отмерь, один раз отрежь… и все равно обманут.
В сфере строительства жилья мы работаем как производители квартир. Если товарищ строит, к примеру, мост в Крым, то он пошел на подряд, ему государство дало средства, и эти деньги осваиваются. Государство в данном случае инвестор, он — строитель. У нас проблема заключается не в том, чтобы построить, а в том, как это организовать, проинвестировать. Я должен найти свои деньги, взять в кредит или как-то заработать их, купить земельный участок. К нему необходимо подвести инженерные сети, потом построить дом и только после его продать. Инвестиционный цикл складывается очень большой — три, пять лет. Значит, за это время все деньги, которые ты вложил, необходимо как-то обслуживать. То есть, если ты взял кредит, скажем, под 12% годовых, то по проценту в месяц ты тратишь. А наше государство и правительство делает все, чтобы этот процесс затянуть: техусловия ты быстро не получишь, скоро их не выполнишь и не сдашь, каждый раз все наворачивает и наворачивает. Например, один подъезд 10-этажного дома стоит приблизительно 100 млн рублей, соответственно, один процент в месяц составит миллион. Но если чиновник затянул и не подписал какую-то бумагу на месяц, то тогда миллион с подъезда. Если пятиподъездный дом, то, соответственно, 5 миллионов. А ведь чиновники могут и годами не подписывать эти бумаги. Вот в чем сложность.
Слагаемыми успеха компании будет — все ЭТО просчитать и не залезть куда не надо. Например, берешь сегодня участок у мэрии в аренду, проинвестировал, а они мне говорят: «Здесь строить нельзя», а деньги ведь уже вложены. И все, пролетел! Слагаемые успеха предприятия — это значит проверить за себя и за того парня, и за мэрию, и за область, и за государство еще.
— Получается, главное — не попасться им в сети?
— Правильное слово, именно! Они прямо натурально сети расставляют. Понимаете, у нас инвесторов не привлекают, а пытаются обуть! Ага, вот, товарищ вложил денежки и попался.
— Вы уже опытные застройщики жилых домов на рынке. Можете что-либо сказать о появляющихся в ваших рядах новичках?
— Новичков не так много. В основном все старые. Из новых могу назвать разве что Сибгазстройдеталь. Сейчас постепенно уходят старые, однако новые не приходят. Это специфика нашего региона — у нас весь бизнес уходит. В советское время здесь было семь трестов: первый, второй, третий, четвертый, седьмой, Целинстрой и ООО «Трест КПД». Теперь первый слабо-слабо работает, второй канул в неизвестность, третий давно уже не функционирует, четвертый работает. В этом году или в прошлом году пятому тресту все надоело, и его не стало. Шестой еще еле живой, а седьмой трест по одному дому в год строит. Мы и Золотов (Стройбетон) пока как-то работаем. Что касаемо Целинстроя, то он трудится и в Омске, и в Новосибирске, но у нас объёмы падают.
Сейчас больше уходят, чем приходят. Денег в регионе все меньше и меньше. Вкладывать в регион со стороны — неинтересно. У нас средняя стоимость по стране составляет 72-75 тысяч за квадратный метр, в то время как в Москве доходит до 200 тысяч рублей, а в Омске только рыночная стоимость составляет 40 тысяч рублей. При том, что себестоимость везде одинаковая, то лучше построить там, где, по крайней мере, будет средняя цена. Сама сумма прибыли в Омске стремится к нулю.
— Ну и какое же будущее ждет сферу жилищно-коммунального строительства в Омске?
— Спрос рождает предложение. Наша сфера, так же как и бизнес, зависит от спроса. Будет спрос — будет и предложение. Поэтому сфера строительной деятельности в Омске зависит от того, как продукты этой деятельности, в данном случае квартиры, будут востребованы. Если в городе будут нужны квартиры, то их построят. Не мы, так этим займутся новички. А если квартиры не будут здесь нужны, то все идет в ноль. У нас люди больше уезжают, чем приезжают. Количество людей уменьшается, кому нужны квартиры-то?
— Ваш прогноз о будущем ЗСЖБ номер шесть на фоне столь мрачно нарисованной выше картины?
— Радужное, конечно (смеется). Хотелось бы смотреть более уверенно в будущее, хотя это старая история. Когда Советский Союз развалился, то мы пошли работать на север, там денег больше и жизнь получше. Тогда, сейчас и в следующем году будем работать в Ханты-Мансийске и Ямало-Ненецком округе.
Поэтому если будет совсем плохо здесь, то у нас всегда есть «резервная комната», скажем так.
Текст: Юлия Гриценко
Полностью спецпроект «100 крупнейших компаний Омска» читайте в журнале «Бизнес курс» № 19-20 от 23.10.2019
Заказать номер с доставкой можно спецкурьером в офис (т. 39-90-81, 399-082), а также приобрести журнал в киосках «Дилижанс» и у частных распространителей.