«Клиент всегда неправ».
Сегодня на пресс-конференции о защите прав предпринимателей в пресс-центре «МКР-Медиа» руководитель сети автоцентров «Реактор» Илья Николин поднял тему потребительского экстремизма. После того, как руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов, членов Омского регионального отделения организации «ОПОРА РОССИИ» Ольга Чиркова и её коллеги рассказали о помощи, которую они могут оказать бизнесменам, он отметил, что проблема назрела и сталкиваются с ней очень многие.
«У нас франшиза, и все наши партнёры обращаются к нам за защитой. Соответственно, предложил бы создать некое сообщество по противодействию в нашей сфере, так как у нас профессионалы, которые понимают, как всё это действует и работает. К сожалению, позиция суда — «клиент, потребитель вообще ничего не должен доказывать», он становится на позицию «я ничего не знаю и не понимаю, даже если вы хорошо объясняете, я вас всё равно не буду слушать». То есть, либо предложил бы нашу помощь, либо вообще в сторону нашей сферы — создать дополнительное подбюро», — заявил он.
Николин привёл пример: автоцентр оказывает услугу на условные 5 тыс. рублей, а может проиграть из-за неё дело на 1-2 млн. Таким образом, зона ответственности очень большая.
При обсуждении темы у Чирковой и Николина возникла небольшая дискуссия: прав априори потребитель или нет. Владелец «Реактора» настаивал, что нет.
«Начнём с того, кто из вас читает инструкцию, прежде чем пользоваться каким-то устройством? Вот. Это основа основ. И когда человек, не читая инструкцию, не понимая, чем он управляет, садясь за руль, если речь идёт об автомобиле, средстве повышенной опасности… К сожалению, по нашим дорогам ездит подавляющее большинство неисправных автомобилей. И что некоторое время назад произошло с техосмотром — мы, например, отказались делать его за 400 рублей. Потому что оказать качественную услугу за эти деньги невозможно. И продаём эту услугу гораздо дороже, потому что делаем её действительно качественно», — пояснил бизнесмен.
«Я понимаю, о чём вы говорите, про огромную ответственность, если оказываешь маленькую услугу. Мы готовы с вами сотрудничать, создание подбюро можем обсудить», — ответила Чиркова.
Своё мнение здесь высказал и областной бизнес-омбудсмен Юрий Герасименко. Он согласился, что есть целый слой потребителей-сутяжников, и есть уже и юристы, которые специализируются на подобных делах, а тактика защиты от них самая разная.
«Здесь, если бюро начнёт специализироваться, потому что транспортное направление — это одно, бухгалтерское — другое, очень большая специфика. И здесь нет клише, одинаковых рекомендаций, как отстоять своё право. Это очень большая проблема, и мы с ней сталкиваемся в своей работе, и не всегда удаётся действовать успешно. Ну, а секция, если будет и опыт, и люди, то я бы советовал обратить внимание», — рассказал уполномоченный, под конец обратившись конкретно к Чирковой.