Органы прокуратуры выявили факты неправомерного заключения органами местного самоуправления договоров аренды в отношении муниципальных объектов тепло-, водоснабжения.

Сегодня областные чиновники обсуждали концессии в сфере ЖКХ. На территории региона действует 25 таких соглашений, в том числе теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Общий объём инвестиций по существующим соглашениям — 381 млн рублей. Пока нарушений закона не выявлялось.

Однако прокуратура выявила факты неправомерного заключения органами местного самоуправления договоров аренды в отношении муниципальных объектов тепло-, водоснабжения. Так как они заключались без проведения торгов, а также вопреки требованию о передаче их на основании концессионных соглашений. Муниципалитеты не в полной мере реализуют свои полномочия по передаче объектов этой сферы на основании концессии. Прокуратура настаивает на обязательном заключении таких соглашений.

В одних случаях это проблематично из-за отсутствия инициативы со стороны потенциальных инвесторов. Конкурсов нет, потому что нет желающих. Необходимо повышать инвестиционную привлекательность этих объектов. В других случаях — в таких соглашениях нет выгоды для самих муниципалитетов, потому что концессионеры не берут на себя ни реконструкцию, ни модернизацию объектов, а закладывают только прибыль за их обслуживание. По этой причине органы местного самоуправления предпочитают создавать муниципальные унитарные предприятия и передавать имущество в хозяйственное ведение этих предприятий вместо заключения концессионного соглашения.

Зампредседателя Региональной энергетической комиссии Омской области Татьяна Муранова считает, что проблема кроется в пробелах федерального законодательства. «В законе о концессионных соглашениях, например, отсутствует требование о том, что инвестор должен вкладывать собственные средства. То есть в принципе такого требования нет. Это приводит к тому, что все потенциальные инвесторы предлагают только тарифную прибыль в качестве источника финансирования. В редких случаях, да, бывает закладываются собственные средства, либо средства местного бюджета, — отметила  Муранова. — Законодатель говорит о том, что, если заключено соглашение, то инвестиционная программа утверждается независимо от превышения уровня предельно допустимых тарифов. В этом случае просто устанавливается льготный тариф, и предприятие получает субсидию из бюджета».

Губернатор Александр Бурков считает такой подход неверным и экономически ущербным. Когда концессионер закладывает тарифную прибыль, чтобы защитить от удара население, превышение допустимого уровня тарифов приходится компенсировать из бюджета, соответственно, терять по другим социальным статьям и программам развития.

«Надо решить сегодня главный вопрос — перспективы заключения концессионных соглашений в сфере теплоснабжения: какие условия мы можем предложить бизнесу и, самое главное, мы-то что хотим получить, — подчеркнул  Бурков. — Просто передать объекты и дать заработать — не выход. У нас износ сетей колоссальный. Нас-то интересует этот вопрос. Если бизнес идёт на это, тогда он должен проводить работу по восстановлению. Вот это ключевое. Мы сегодня этого не видим. Давайте вместе с прокуратурой проработаем эту тему, и поймём для себя, каким путём пойдём».

Александр Бурков поручил провести ревизию всех существующих концессионных соглашений. Министерство энергетики также проведёт полный аудит объектов теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.

Как сообщал БК55, сейчас чиновники ведут переговоры с представителями «Омскводоканала» о заключении концессионного соглашения.