А вот классы наполняются «до треска».

Многие омские школы, как известно, переполнены. Но вот о педагогическом составе этого не скажешь — учителей не хватает. И хуже всего дела обстоят в начальных классах. В свете этого омский департамент образования считает: справиться с дефицитом поможет целевая подготовка студентов. «Некоторые омские школы подписали гарантийные письма о трудоустройстве выпускников педагогического колледжа», — пишут «Вести Омск».

К примеру, в этом году в омскую гимназию № 146 пришло 143 первоклассника. Получилось пять классов примерно по 26 человек в каждом. Школа привычно на хорошем счету в образовательной системе города. Вот и стремятся родители отдать своего ребенка именно сюда. И некоторые решаются на временную прописку на микроучастке школы. Таким образом, проблема родителей решается, а вот у школы проблем только прибавляется. Учителей начальных классов на такое количество ребят просто не хватает. Итог: на одного учителя приходится два первых класса. И чтобы хоть как-то справиться, учителя работают по ступенчатому расписанию.

И на этом этапе школа начинает привлекать к себе внимание «Роспотребнадзора». И ступенчатое расписание — это меньшая беда по сравнению с переполненностью классов. Ведь в некоторых за партами сидят по 30 детей. А по санитарным правилам учебное место для школьника должно быть не менее 2,5 квадратных метров. Как выполнить норму, если здание старое, а учеников становится все больше? В правилах об этом — ни слова…

Переполненность школ и нехватка учителей — проблемы не только 146-й гимназии. В этом году пять первых классов — ситуация очень многих школ. Ранцы надело поколение, увидевшее свет после начала действия программы стимулирования рождаемости и выплат материнского капитала. «Программа работает», и лучшее тому доказательство уже осаждает школы.

Не стоит забывать и о переселенцах из сопредельных государств. Меньше их не становится, и многодетность у них — традиция. В некоторых школах в этом году первоклассники поступили дети, даже не говорящие по русски! Как известно, Омск — «ворота» в Россию из азиатского региона, и от этого никуда не деться.

Только вот педагоги оказались не готовы… Ведь их не стали выпускать больше!

Вот статистика: в этом году в педагогический колледж Омска поступило 275 первокурсников. Около 70% из них — жители сельских районов. И родные деревни надеются на их возвращение — в школы и детские сады. Вот тут-то и пригодился проект целевого обучения студентов.

Более 40 будущих выпускников уже в ближайшее время подпишут договоры о целевой подготовке. Это обяжет молодых учителей обязательно отработать три года в конкретной школе или детском саду. И молодежь охотно на это соглашается.

Но вот школы… рискуют. Подписывая гарантийные обязательства, учреждения полагаются на отбор кадров со стороны колледжа. А обратно получают, извините, «кота в мешке». Но ситуация критическая, приходится брать на работу — и учить всему дополнительно. Поэтому студенты могут выбирать, где работать, их положение выигрышное.

Таким образом, по специальности идут работать более 80% выпускников педколледжа. В этом году здесь планируют выпустить 260 молодых педагогов. Но этого слишком мало! До реорганизации системы образования в Омске учителей начальных классов готовили в трех колледжах. Первая волна «оптимизации» прошла в 2010 году, вторая — в 2013. И остался в Омске всего один педколледж в условиях беби-бума. Ведь программу материнского капитала сворачивать, поговаривают, пока не собираются…