У кинофеста «Движение», пожалуй, самого яркого культурного проекта в истории Омска, не было шансов выжить. Почему?
Напомним, в рейтинге влиятельности журнала «Бизнес-курс» тогдашний губернатор Назаров оказывался несколько лет кряду где-то в хвосте первой десятки: после силовиков и олигархов. А это значило, что государственная власть в Омске была не просто слаба, она вообще отсутствовала. А раз так, то на политической арене региона по факту хозяйничали мафиозные кланы с их бесконечными войнами за абсолютное господство.
Мы называли «главарей» омских группировок пофамильно: Сергей Морев, Андрей Голушко, Виктор Камерцель-Шрейдер, Валерий Каплунат, Леонид Полежаев, семейство Фридманов и т. д.
Самой собой разумеется, группировки не могли претендовать на лидерство без связей во властных структурах и правоохранительных органах. Омская специфика такова, что на наших олигархов работали и работают сейчас «решалы» в прокуратуре, СКР, полиции. За ними — отставные генералы силовых ведомств.
А теперь о кинофесте. Беда в том, что его организатор, депутат Госдумы Голушко, опирался на поддержку своих друзей в культуре, шоу-бизнесе и большой политике. Это семейство Михалковых, министр культуры Мединский, а также столичные и омские лидеры «Единой России». А вот его «заклятые» враги из кланов Камерцеля-Шрейдера и Морева контролировали набравшие вес силовые ведомства. Баланс сил сохранялся достаточно долго, но в последние годы силовики одержали верх.
Вспомним в деталях, как это было.
2017-й должен был стать особенным в политической карьере депутата ГД Андрея Голушко. Накануне при его непосредственном участии был возрожден Воскресенский собор на территории Омской крепости, в котором когда-то молился Достоевский, и капитально отремонтирован городской цирк. Ну, а настоящим триумфом должен был стать всероссийский культурный форум под эгидой «Единой России» с участием премьер-министра Медведева.
Казалось бы, все было просчитано до мелочей. Двухдневный форум, на который прибыли политики-тяжеловесы и звезды российской культуры, должен был плавно перекочевать в театр Омской драмы на кинофест «Движение». Ну, а финальной точкой должен был стать сенсационный приезд знаменитого Никиты Михалкова с семьей, как говорится, в полном составе.
Увы, за три дня до приезда в Омск великих, знаменитых и просто именитых гостей на сцену выйдут «камерцелевские». И поставят свою жирную кляксу на все «уникальные» достижения своего заклятого «друга» Голушко.
Рассказывали, что следователь, занимавшийся старыми делами по голушкинскому «Омскгоргазу», напишет постановление «об отказе в возбуждении уголовного дела». Его опять, уже в который раз, должны были положить на полку. И положили бы… Но на следующий день, в субботу, первый зампрокурора области Лоренц «поднимает в ружье» и следователей, и прокурорских работников. Говорят, он порвал «постановление об отказе в возбуждении уголовного дела» на глазах у присутствующих. Что было дальше, мы знаем: в СМИ вбрасывается информация об уголовных делах и обысках в компаниях, аффилированных с депутатом Госдумы Голушко и его компаньоном Сергеем Калининым.
Сделано все это было, аккурат к началу культурного форума «Единой России» и приезду премьер-министра Медведева.
К сказанному добавим, что прокурор Лоренц — зять бывшего мэра Виктора Шрейдера, ныне ключевой фигуры в клане экс-начальника омской полиции Камерцеля, имеет, как у нас говорят в кулуарах, «своих» людей даже в руководстве Генпрокуратуры.
В следующем, 2018-м году, будет арестован компаньон Андрея Голушко Калинин, которого этапируют в «Матросскую тишину», опять же, в канун очередного кинофеста.
Вот так клан Камерцеля устроил собственное шоу с масками, предельно циничное, если не сказать наглое, показав организаторам фестиваля «Движение» (Мединскому, Михалкову, Голушко), приезжим знаменитостям, премьеру Медведеву, да и всем омичам, кто в Омске хозяин. И конечно же плевать они хотели на кинофест «Движение», пожалуй, самый яркий культурный проект за всю историю мегаполиса.
Увы, Омску опять не повезло. Он уже имел славу одной из театральных столиц России благодаря вахтанговцам, работавшим в Омской драме в годы Великой Отечественной. Но никто и никогда не ставил задачу монетизировать это культурное достояние Третьей столицы. Театры и… экономика для всех без исключения омских властителей были вещами несовместимыми.
В результате в 90-е при Полежаеве лучшие наши артисты, уехавшие в Питер, стали звездами российского кино. А театральный Омск обнищал и захирел.
Неудачу потерпел и еще один культурный проект — «Международный конкурс Янкелевича». Причина та же. Губернатор Назаров, сменивший Полежаева, демонстративно проигнорировал приезд организатора конкурса Великого Спивакова, уехав в день открытия конкурса в плановую поездку в одну из омских деревень… Для него это был полежаевский проект, который он, представляющий интересы других кланов, просто обязан был похоронить…
А теперь настала очередь и для кинофеста «Движение». И у этой беды те же причины. Это враждующие олигархи, с их экономическими и политическими интересами, и слабая власть, обслуживающая мафиозные группировки, которая понятия не имеет, как всю эту культуру (театры, конкурсы, фестивали) заставить работать на экономику, сделать для миллионного Омска и его жителей фактором экономического роста.
И последнее.
Недавно губернатор Бурков сделал весьма неожиданное, но, как нам представляется, знаковое заявление:
«Кому-то не нравится, что приехал человек с Урала, что президент принял такое решение. Не нравится определенным олигархическо-клановым структурам, которые все эти годы управляли городом и областью…
Президент принял решение убрать все эти кланы в сторону и назначить человека извне, который в этом регионе не бывал и не знал никого. И сегодня я приглашаю профессионалов со стороны (прим. редакции — из других регионов), чтобы не было этого «кормления», как привыкли. «Кормления», «пиления» и многого другого».
Под «многим другим», наверное, имеются ввиду олигархические войны, которые ставят крест на любом полезном для омичей начинании, как это и случилось с кинофестом «Движение».
Подробности читайте в материале Ульяны Нескоровой «Омск в «Движении» или всё, занавес?».
«Бизнес-курс»№ 16(763) от 28.08.2019