В разгар уборочной фермерам обещают рост цен и перебои с топливом, а также ликвидацию нефтебазы в Калачинске.
И это, повторимся, в разгар посевной! Опять все «в сад», к Роману Викторовичу. Помнится весной, во время посевной, он нас по этому вопросу послал. В головной офис в Петербурге.
После официально стартовавшей 23 августа в Черлакском районе уборочной кампании, глава областного Минсельхоза гордо заявил, что не смотря на непростые погодные условия, урожай вырастили достойный. «На глазок» или навскидку?
Условия действительно были крайне непростыми. В мае и июне было более, чем достаточно влаги, но практически не было тепла. Отсюда и переувлажнение почвы, и гибель части урожая. (см. «Битва за урожай, или Приплыли, омские фермеры») Компенсацию за который фермеры так и не дождались…
В июле–августе, напротив, было достаточно тепла, но не было влаги, фактически с 1 июля по 15 августа — 45! дней. Что и привело к тому, что качество зерна невысокое, в основном 4-5 класса, с клейковиной не выше 18-21%. А третьего класса, с клейковиной 23-25% ничтожно мало, практически нет. Но даже не в этом беда. Пятый класс идет на фураж, но четвертый то пользуется повышенным спросом, из него, в основном, пекут весь хлеб. Но цены… Если третий класс идет в среднем по 8-8,5 тысяч за тонну, то четвертый уже 6,5-7 тысяч. Ощутите разницу: фермеры теряют минимум 1000 рублей с тонны.
И добро бы урожайность была высокой. А то на тот самый «глазок» пшеница и впрямь удалась: стоит стеной, колос длинный. На тот самый «глазок» — все 20 центнеров с гектара! А по факту? В среднем 10-12 центнеров с гектара, кое-где — 15. Пшеница, что называется, «недоналилась», зерно мелкое. И где, спрашивается, при таких нерадостных перспективах найти «доходы на расходы», а именно закупить солярку да еще и впрок? Ценник то на неё аховый.
Правда, г-н Дрофа, комментируя в августе тему топлива для уборочной, напомнил: удалось добиться скидки на 500 рублей за тонну, итог — цена в 48,4 тыс. рублей за тонну. Это ниже, чем было в регионе, и чем в других регионах. Да ну! Интересно, о каком регионе речь? На Калачинской нефтебазе, снабжающей 5 районов области — Горьковский, Оконешниковский, Калачинский, Нижнеомский, Муромский — соляра на начало уборочной стоила 49200 за тонну, а с 7 сентября цену подняли еще на 1100 — т. е. 50300! Так о каком «дешевом» топливе говорил министр? Или опять «на глазок»? И при этом даже с таким, почти «золотым» для фермеров топливом могут начаться перебои. Что делать, куда кидаться? Опять долбиться в питерский офис к «начальнику транспортного цеха» и кричать: «Где соляра, братан?» А в ответ что-то типа: завод на реконструкции, топлива не хватает. Вольный перевод: всё гоним за рубеж, вы по остаточному принципу или?
Невольно вспоминаются конец 80-х-начало 90-х. Когда можно сказать под руководством Госдепа США разваливался Советский Союз, в том числе и сельское хозяйство. Повсеместно — и наш губернатор Полежаев не исключение — закупалось американское зерно, ножки Буша, аргентинская говядина, убивая на корню наше сельское хозяйство. Так неужели опять «костлявая рука Госдепа» душит наших фермеров? Или нашелся кто-то поближе?
Момент! Ушам не верю. Когда наш материал уже был готов к выходу, нам сообщили просто убийственную новость. По словам работников Калачинской нефтебазы ориентировочно в октябре–ноябре её закрывают, как нерентабельную, а все сотрудников сократят. Соответственно всем фермерам за топливом для посевной и уборочной придется ездить в Омск, за 200-300 километров. И это когда каждая минута на счету. Это что? Так называемая реорганизация-оптимизация и «сокращение расходов»? Естественно, ведь они теперь непосильным бременем лягут на плечи фермеров. Им ведь придется покупать специально оборудованные машины, обучать водителей… А это всё время и — деньги! Большие деньги! Так чья рука «душит» омских фермеров?