Одновременно с перестройкой в СССР зародилась идея создать средний военно-транспортный самолет на замену старому Ан-12, поднимавшему до 20 тонн военных грузов.

Уже в 1986 году в чертежах новый самолет был готов. Модель была замечательной: самолет мог с грунтовой полосы в 600 метров взлетать с грузом в 35 тонн. И все бы хорошо, да страна-производитель развалилась в полете. Став самостийными, киевские конструкторы не стали обращать внимания на требования ВВС и «улучшили» самолет: он мог поднять уже 47 тонн. Но, во-первых, он сам стал тяжелее, а во-вторых, он переполз в другую «весовую категорию», где у России уже был Ил-76. Перед Россией встал вопрос: зачем нам украинский самолет? Может, нам проще и дешевле модернизировать «Ильюшина»? Но тут в дело вмешалась политика. Нашим руководителям захотелось сохранить те немногие производственные и экономические скрепы, которые еще остались между двумя братскими народами. Отвалили на это дело деньги, но у семи нянек что-то все не ладилось. Испытательные полеты нового самолета часто кончались крушением. В январе 2001 года такой самолет прилетел в Омск, который был также участником проекта. Однако при попытке покинуть наш город на взлете отказали два из четырех запорожских двигателей и самолет рухнул в снег рядом со взлетно-посадочной полосой и развалился на две части. Но строить новую машину для испытаний было не на что. Обломки разбившегося самолета собрали и за два миллиона долларов все же слепили новый самолет. Испытания были продолжены.  

Несмотря на эти казусы, уже в декабре того же года два главкома ВВС подписали акт об успешном завершении испытаний. И это при том, что эксперты Главного штаба ВВС России писали в своем заключении: «Сравнительные оценки тяжелого Ан-70 показывают, что по эффективности решения задач он уступает такому же Ил-76МФ в 1,8 раза, а по удельной эффективности - в 2,6 раза». Но чего не сделаешь ради дружбы народов?! Летом прошлого года Дмитрий Медведев повелел возводить завод по изготовлению Ан-70 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова. И выделил на это дело 12 миллиардов рублей. Всего минобороны РФ заказало первоначально 70 таких машин (Украина - 3!). Украинцам вдобавок к дружбе и рабочим местам засветили большие деньги, ведь они за каждый самолет запросили по 100 миллионов долларов. Но и они должны были кое-что нам предложить в качестве приплаты к падающим самолетам, например, газотранспортную систему. Мы им намекали, о чем может идти речь, однако Янукович, наш щирий друг, что-то зачастил в последнее время на Запад и никак наших намеков не понимает. Ну так вот, на днях наш посол в Киеве Зурабов официально заявил: катитесь вы, мол, со своими самолетами. Аннулировали мы, в общем, свой заказ на украинский лiтак. Если бы он хотя бы летал!


Александр Минжуренко

Материалы рубрики «Дипкурсив» вы можете читать еженедельно по средам в разделе «Колумнистика» (2 колонка сайта).