Первый зампред комитета Госдумы по образованию оценил ситуацию с кадрами в российских школах: дефицит специалистов, работа учителей на две ставки и их доходы.
— Этой весной на правительственном часе в Госдуме министр просвещения Ольга Васильева заявила, что в школе не хватает всего 1% учителей.
24 июня на парламентских слушаниях она резко изменяет свои показатели, заявив, что вакантно не менее 10% мест.
Общероссийский народный фронт (ОНФ), который также занимается этой темой, провел свое исследование, опросил более 1300 педагогов и получил следующие данные:
— 44% учителей заявили, что у них не хватает математиков;
— 39% учителей русского языка;
— 26% учителей начальных классов;
— и т. д.
Почему такая разница?
Ответ простой: относительно низкий дефицит учительских кадров связан с тем, что учителя работают на полторы и более ставок. В современной российской школе можно встретить ситуацию, когда нагрузка учителя 40 часов, у него два классных руководства, а он ещё и ведет кружки. У такого учителя, конечно, будет относительно большая заработная плата, но о каком качестве образования может идти речь?
Ещё 3 года назад ОНФ оценил среднюю нагрузку учителя более чем в 1,5 ставки. А год назад РАНХиГС опубликовала данные, согласно которым количество российских педагогов, которые работают на две ставки, поднялось с 7% до 13%.
Недавно я побывал в хорошей омской школе № 55, там учителя, по словам руководства, действительно получают 25-30 тысяч. Но при этом работаю значительно больше, имея по 30-40 часов учебной нагрузки.
Как можно требовать при таких условиях качество образования?
Как школьный учитель в прошлом я хорошо знаю, что при таких нагрузках эмоциональное выгорание неизбежно, а главное, что даёт учитель своим ученикам не просто знание, но и часть своей личности.
На парламентских слушаниях 24 июня Ольга Васильева совместно с Вячеславом Володиным сформировали предложение о едином подходе в расчёте заработной платы педагогов по России. Они пришли к пониманию необходимости введения базовой ставки, единой для страны, где оклад педагога должен составлять 70% от зарплаты по региону.
Это решение вошло в рекомендации парламентских слушаний, а позже, по моему предложению, было утверждено не просто комитетом по образованию и науке, но и постановлением Госдумы.
Когда Дума голосовала за это постановление, то я напомнил коллегам, что они берут на себя серьёзную ответственность. Во многих регионах принятие этой инициативы приведет к значительному повышению заработной платы педагогов.
В Омске учитель будет получать на уровне 27 тысяч рублей за 18 учебных часов. Сейчас же ему надо отвести 36 часов и классное руководство, чтоб приблизится к такой сумме.
Но я категорически против того, чтобы эти расходы были сброшены на регионы. Бюджеты 75 субъектов Российской Федерации являются дефицитными. Омской области — в том числе.
Долги регионов, по данным минфина, около 2 трлн рублей, в следующем году могут составить 3 трлн рублей. При том, что деньги есть.
Дополнительные доходы федерального бюджета в 2018 году превысили 2 трлн рублей, дополнительные доходы текущего года должны также превысить 2 трлн рублей, а по оценкам Алексея Кудрина, будут более 3 трлн рублей.
Но сейчас федеральный бюджет с регионами не делится. Решить проблему дефицита кадров в школах и повысить качество образования сами регионы не смогут.
Посмотрим, как депутаты будут голосовать за бюджет 2020 года. Там есть и наши поправки, которые базируются на постановлении, принятом большинством Госдумы.
Напомним, что ранее нами уже многократно вносились законопроекты, смысл которых в том, чтобы зарплата педагогов была не ниже средней по России, но за одну ставку.
Уже более полугода Госдума не может рассмотреть другой наш законопроект, который предусматривает введение базового оклада педагогических работников, который будет не ниже 2 МРОТ по региону. То есть в Омске начинающий учитель будет получать более 22 тысяч рублей за 18 часов. Сейчас по факту эти суммы значительно меньше.
Если сейчас ничего не изменить, то кадровый голод будет только возрастать, а качество образования — падать.