Спокойствие, спокойствие, только спокойствие!

Сегодня, 20 августа, в областном Доме журналиста прошла пресс-конференция, посвященная скорому началу будущего учебного года. На встрече с представителями СМИ обсуждали, как помочь первоклассникам адаптироваться в новой для них среде и сохранить спокойствие молодым родителям за свое чадо.

«К сожалению, в последнее время мы сталкиваемся с проблемой чрезмерной подготовки родителей ребенка к школе. В семье злоупотребляют всеми способами такой подготовки, что лишает ребенка возможности овладеть тем видом деятельности, который необходимо развить в этом возрасте. С точки зрения психологии, ребенку необходимо овладеть определенными видами деятельности, благодаря которым происходит развитие его психики в общем. Так, в дошкольном возрасте (от 3-7 лет) малыш должен выполнять сюжетно-ролевую игру в полном объёме. Без этого ребенок не может быть подготовлен к школе», — пояснила ио директора КУОО «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Екатерина Орлова.

Поясним, что под сюжетно-ролевой игрой подразумевается представление детей об окружающем мире, взаимоотношениях с другими людьми и понимание себя. Часто родители включают в подготовку ребенка умение писать, считать и забывают про эмоциональную составляющую вопроса и становление определенных навыков для развития личности.

Также на встрече все выступающие выразили свое несогласие с системой оценки малышей, которая существует уже с первого класса. В письме Минобразования РФ от 25.09.2000 № 13.11.2021 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы указывается:

«Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и одобрения. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.)».

Однако в школах сохраняется система оценивания первоклассников. Это часто приводит к привязыванию детям этих результатов— малыши воспринимают «пятерки» как «я молодец» и «двойку» — «я плохой». Так как в школах для оценивания работы в общем не станут убирать такую шкалу, ребенку необходимо объяснить, что его будут поддерживать и любить вне зависимости от полученных отметок.

Также специалисты советуют успокоиться для начала молодым родителям, когда их чадо впервые переступает порог школы. Ведь если семья будет волноваться, то тоже чувство перейдет к ребенку, который является восприимчивее взрослых, это может вылиться в дальнейшем в повышенную тревожность. Будущий школьник должен быть спокоен для того, чтобы в дальнейшем построить надежные коммуникации с другими и успешно развиваться как личность.

Помимо этого эксперты посоветовали родителям ограничивать детей в использовании гаджетов и компьютеров, так как сейчас очень распространена проблема зависимости от них.

«Мы наблюдали случаи, когда дети с 1,5 до 2 лет уже засиживаются в телефонах и планшетах. Так как малыши познают мир до определенного возраста с помощью взрослых, то ответственность за это лежит на родителях. Ограничение по времени за гаджетом необходимо, но это очень индивидуальный вопрос. В среднем для развлечения ребенку необходимо до 2 часов, не более», — добавила детский и подростковый психотерапевт, член ЕСРР (Вена, Австрия) Наталья Ковалева.

Обсуждался важный вопрос занятости ребенка во внеучебное время. Вопреки многим заблуждениям, чем разнообразнее это заполненное время, тем активнее и гибче будет ребенок. Но так как это касается детей, то к вопросу необходимо подходить индивидуально и обращать внимание не на информацию на форумах, а непосредственно на своих детей.

Юлия Гриценко