Дело решалось не без трудностей.

Омский суд по интеллектуальным правам рассматривал заявление ООО «Управление АЗС» к Роспатенту. По мнению омичей, структура неправомерно наградила фирму из Тольятти торговым знаком «Люблино» — причем они зарегистрировались под этим именем.

Роспатент первоначально получил от омичей, основной деятельностью которых все же является реализация ГСМ под маркой «Топлайн», официальное возражение. Отрицательный ответ не удовлетворил компанию.

Суд получил от них дополнительные доказательства, которые делают позицию «автозаправщиков» более весомой.

На данный момент «Люблины» представляют из себя небольшое заведение по торговле общепитом. «Ядром» его являются собственно блины. Основная претензия омичей заключается в том, что этот товарный знак представляет из себя прямое указание на совершенно определенный вид товара. Компонент «ЛЮ», в свою очередь, добавляет к этому хвалебный оттенок.

Актуальное законодательство в профильной сфере недвусмысленно оговаривает следующие ограничения:

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Соответственно, блины, выступая основным словом в названии, никак не могли быть зарегистрированы.

Специалисты Роспатента отрицали, что «фантазийное обозначение способно напрямую характеризовать те или иные товары». Вместе с тем само новообразование, до которого додумались тольяттинцы, «не имеет какого-либо строго определенного смыслового значения, поскольку порождает дополнительные рассуждения, домысливание и ассоциации, которые также свидетельствуют о наличии у него различительной способности».

Главным доказательством «Управления АЗС» как раз и стало социологическое исследование, которое показало, что население вполне видит в данном названии указание на традиционный в отечественной культуре продукт. Омичи не поленились обратиться к 500 жителям 186 регионов нашей страны с таким вопросом. Большая часть ответов совпала с их мнением.

Отказ Роспатента принимать эти доводы истца в высшей инстанции посчитали незаконным. Согласно решению инстанции, Роспатент вынужден будет отозвать регистрацию и рассмотреть все претензии омичей.

Отметим, «Топлайн» дополнительно «приторговывает» блинами. Их торговая марка носит название «Люблин», однако документов на закрепление за ними этого наименования не подавалось. Судя по всему, выдача патента на название «Люблины» фирме из Тольятти могло поставить на «Люблине» крест.

Евгений Куприенко