Акцию протеста сделали беспартийной.
Сегодня в Омске, у КДЦ «Иртыш», состоялся гражданский митинг против чрезмерных промышленных выбросов, в интернете о которых омичи шумят и ругаются уже давно. Организатором его была руководительница регионального отделения партии «Яблоко» Татьяна Нагибина, однако инициатором — группа активистов, создавших ранее соответствующую петицию и паблик «ДЫШИ!» Нет выбросам в Омске!» «ВКонтакте». Они же и выступили против того, чтобы сделать митинг общепартийным, как предлагала Нагибина. Кстати, из-за этого, возможно, и проиграли в количестве участников. Ну что ж, дело хозяйское…
Событие собрало на площади у КДЦ около 250 человек. И не только жителей Левого берега. Среди выступивших были один из инициаторов Вячеслав Бурносов, историк и общественник Борис Мельников, сама Нагибина, депутат Горсовета от КПРФ Дмитрий Петренко, блогер Орис Брут, инвалид-колясочник, общественник Сергей Гезиков, обычные жители Омска Елена Плотская, Ольга Бутусова и Павел Шемелин, доцент ОмГТУ Николай Салохин.
Салохин в том числе испугал другой проблемой: грандиозного забора воды из Иртыша китайцами, который будет через 10-15 лет из-за их строительства огромного водохранилища. Правда, решение есть. Но им никто не занимается.
Шемелин как житель городка Нефтяников рассказал о выбросах, которые идут прямо по Нефтезаводской, а также их видно в Николаевке, где находятся трубы — около 20, и каждая извергает чёрный дым. Именно он обвинил в выбросах нефтезавод, который «даже китайцев к себе завёз, хотя мы сами без работы».
«Есть эта передвижная лаборатория, но она ничего не даёт. Белявский её взял больше чтобы набить свой карман. Примерно две недели назад я поехал в Николаевку. Время — 20:00. Мне уже пришлось включать фары на машине — вообще не видел дороги. Страшенный выброс. Звонил во все инстанции — и никому это было не надо. Говорили «Мы знаем» — и бросали трубку. Пока нефтекомбинат находится в руках воров — мы так и будем жить», — рассказал Шемелин.
В целом, по версии недовольных, от выбросов в Омске на Левом берегу и в городке Нефтяников сейчас воняет и этилмеркаптаном, и «ароматикой», и жжёной резиной. Но один НПЗ винить нельзя — тут вам и «подвиги» асфальтового завода на проспекте Мира, 144, и «Полиома» (его недавно купил «Газпром», как известно).
Что касается, например, Брута, он обратил внимание на разные уровни подведомственности — если предприятие помельче, то проверять его и требовать прекратить выбросы будет областное минприроды, предприятие федерального уровня подотчётно Росприроднадзору. Блогер порекомендовал забрасывать и тех, и других письменными жалобами и требованиями — возможно, это сдвинет «воз». Один из рядовых участников зло вступил с ним в дискуссию, считая, что обращения ничего не дадут, а всем нужно просто выходить на улицы — но, конечно, ещё намного более массово.
В конце митинга организаторы под музыку провели флэшмоб: встали с табличками, говорящими, что они простые граждане, и надели противогазы. А затем развернулись ко всем спиной, где у них были таблички «Я — чиновник», «Я — министр». Этим они символически показывали глухоту и равнодушие чиновников к жалобам людей.
«Недавно в городке Нефтяников я звонила по телефону вызова передвижной лаборатории, говорила, в какой точке стою и что воняет. Что готова их ждать. Не приехали! Конечно, хотелось, чтобы пришло больше людей. Но опять мало кто услышал. Раздали, наверное, тысяч 15 листовок, клеили их на подъездах, на остановках. При этом тут же ходили бабушки и срывали их. Они кричали «Что вам спокойно не живётся?! Ничем не воняет, вы всё придумали. У нас всё хорошо». Вот такие у нас бабушки. Но это не значит, что проводи мы всё в центре, народу было бы больше. Центр вообще как-то «спит». Я хотела общепартийный митинг, как против пенсионной реформы в прошлом году — но те, кто просил меня быть организатором, были против. Хотя тогда бы был больше резонанс», — резюмировала итоги акции Нагибина.
Организаторы пообещали провести и ещё один митинг с теми же требованиями — но теперь только примерно через полтора месяца.