РЖД откроет магазины беспошлинной торговли в поездах дальнего следования. Первый duty free появится в поезде «Москва-Киев», которым часто пользуются гастарбайтеры.
Федеральная пассажирская компания (дочерняя структура РЖД) собирается открывать беспошлинные магазины в поездах дальнего следования. Первый duty free на российской железной дороге появится уже летом текущего года. Он будет открыт в скором поезде «Москва-Киев», вторым на очереди значится популярный туристический маршрут «Москва-Хельсинки», сообщает РБК.
Ассортимент товара будет аналогичен предлагаемому на борту самолетов и в аэропортах. Пассажиры смогут купить дешевый парфюм, косметику и ювелирные украшения, а также спиртные напитки. Как подобный формат будет соотноситься с безопасностью пассажиров и запретом на употребление спиртного в общественных местах — пока не ясно. Согласно сводкам происшествий, массовое употребление спиртных напитков на внутренних рейсах РЖД часто становится причиной конфликтных ситуаций между пассажирами, а также провоцирует всевозможные инциденты.
Данные оператора, открывающего торговлю, пока не разглашаются. В ФПК ссылаются на то, что договор еще не заключен. В настоящий момент в России насчитывается порядка 30 операторов duty free (продажа товаров в аэропортах и самолетах). Кто именно возьмется за организацию такого рода торговли в железнодорожной отрасли, пока не понятно.
Кроме того, пока не создан механизм контроля за перемещением пассажиров, воспользовавшихся услугами duty free. Необходимо организовать контроль на промежуточных станциях, чтобы покупатели не могли использовать подобные магазины для ввоза крупных партий беспошлинных товаров в Россию. Условно говоря, пассажир российско-украинского поезда может отовариться в duty free на крупную сумму, а затем сойти вместе с покупками на границе и отказаться от въезда в Украину. Как предполагают эксперты, необходимо организовать систему отслеживания, позволяющую сканировать билеты пассажиров на предмет маршрута следования. Причем система контроля должна быть организована таким образом, чтобы международная и внутренняя зоны были разделены, а прошедший досмотр пассажир не мог бы вернуться назад.
Инна Сальникова