Директор «Центра экспертизы в области здравоохранения» снова поделился с БК55 мыслями о происходящем с омской медициной.
— Наблюдая за тем, что происходит сегодня в Омском здравоохранении, и почему нет видимых успехов, кроме завершения строительства двух медицинских долгостроев, решил поделиться своим мнением.
Прошлым летом, когда формировалась команда Буркова перед выборами, я пару раз встречался с его советниками, которые задавали один и тот же вопрос — можете порекомендовать человека на должность министра здравоохранения Омской области? Я с ходу назвал две-три фамилии, но сказал, что так система все равно не заработает… Вы, лица, предлагающие решения своему руководителю, должны для начала понимать, каким должно быть региональное здравоохранение, каких результатов Вы хотите добиться, какими ресурсами Вы располагаете, а какие возможно привлечь… и уже под конкретные задачи нанимайте команду, которая будет достигать результатов. Но первично Вы должны провести полный аудит реального состояния дел и навести банальный порядок: в финансах, дисциплине, кадрах и т. д.
Советники заявили, что не понимают здравоохранение, т. к. оно сложное, и поэтому систему принятия решений в нем менять не станут, обойдутся внешней «косметикой»… Что мы и наблюдаем сегодня.
На мой взгляд, «косметикой» здесь не обойдешься, необходимо изменить саму систему принятия решения в Омском здравоохранении: областной минздрав не должен заниматься только распределением ресурсов, потому что при всем объеме его прав и обязанностей — он сосредоточен только на распределительной функции, остальное ему быстро становится не интересным. Распределение ресурсов занимает все его время и пространство, мешает думать и принимать взвешенные и оптимальные решения.
В течение длительного времени в сфере здравоохранения к принятию решений профессиональное, экспертное и пациентское сообщество фактически не привлекалось. Чиновники принимали решения, во многом руководствуясь личным мнением и известной только им целесообразностью. Ответственности даже за очевидно ошибочные решения никогда не наступало. К принятию решений много лет были допущены профессионально неподготовленные лица, которые предпочитали формировать свои команды по принципу лояльности; те специалисты, которые имели собственное мнение, либо вынуждены были уходить, либо больше не «высовывались». Исключением не стала и действующая команда управленцев. Вот некоторые факты: с августа 2018 года начали строить новые ФАПы, без разработанной ПСД, без жилья для медработников, ресурсное подключение (вода, эл/энергия, отопление, канализация) должен был обеспечить не подрядчик, а региональные ведомства, которые оказались не готовы к таким затратам.
В итоге не совсем готовые ФАПы «заставили» принять, и теперь это «головная боль» главных врачей ЦРБ, а региональная власть публично отчиталась об успешном вводе в строй новых ФАПов…
Другой факт — долгожданно ввели в эксплуатацию новую поликлинику в г. Омске по проспекту Комарова, 20 в марте этого года. Оснастили только первый этаж, остальные четыре этажа не заполнены и не оснащены в полном объеме до сих пор, проблема с кадрами. В новую поликлинику должна была полностью «переехать» старая.
Поликлиника ГКБ № 1 им. Кабанова А.Н., в здании которой должен разместиться первый амбулаторный онкологический центр. Но движения нет…
Вместо того, чтобы наконец-то начать работать над реализацией нацпроекта в региональном здравоохранении, региональная власть неожиданно назначила в минздрав нового заместителя министра с полномочиями реформатора, который своей активностью окончательно усугубил кризис управления системой. Все реформаторство нового организатора вновь сводится к получению контроля над распределением ресурсов.
Тем временем сама система бюджетного здравоохранения Омской области вошла в режим жесткой экономии. Из-за несбалансированности территориальной программы ОМС, низкой стоимости тарифов ОМС и заниженных объемов медпомощи для бюджетных клиник наши поликлиники и стационары находятся в тяжелом финансовом состоянии, денег хватает только на выплату зарплаты и коммуналку, и то не всем; ряд специализированных стационаров не имеют подтвержденного финансирования на 4 квартал текущего года. О развитии никто не думает, главные врачи экономят на закупе расходных медицинских материалов, а также лекарственных препаратов, т. к. нет средств.
Поликлиникам и стационарам отказывают в оплате случаев за оказанную медицинскую помощь сверх объема, утвержденного планом-заданием в рамках ОМС Омской области. Суммы неоплаченных объемов оказанной специализированной медицинской помощи только за шесть месяцев 2019 года составляют десятки миллионов рублей.
В 2018 году ситуация была аналогичной, и бюджетные медорганизации получили прямые убытки на сотни миллионов рублей. Убытки будут только нарастать, т. к. медицинские организации не имеют права отказывать в оказании медицинской помощи пациентам, даже не имея запаса лекарственных препаратов, расходных медицинских материалов и свободных коек, размещая пациентов в коридорах и холлах стационарных отделений.
Это относится в первую очередь к многопрофильным стационарам г. Омска — БУЗОО «ГКБ № 1 им. Кабанова А.Н.», БУЗОО «КМСЧ № 9», БУЗОО «ГКБСМП № 1», БУЗОО «ГКБСМП № 2», БУЗОО «ИКБ № 1 им. Далматова Д. М.», БУЗОО «МСЧ № 4» и др.
Необходимо также отметить, что оснащение бюджетных медицинских организаций Омской области, в особенности детских отделений и отделений родовспоможения, находятся на крайне низком уровне, износ которого превышает 80%. Амбулаторно-поликлинические подразделения нашего региона традиционно оснащены на недопустимо низком уровне, медицинское оборудование и медицинские изделия не обновлялись десятилетиями, капитальных ремонтов в помещениях поликлиник не проводилось с момента ввода в эксплуатацию.
Ситуация серьезная, как решать эти проблемы, есть ли для этого ресурс — компетенции, деньги, желание, энергия?
Без участия профессионального, экспертного и пациентского сообщества качественно принимать решения в системе здравоохранения не получится. Главными действующими лицами в системе здравоохранения являются пациенты и медицинские работники, остальные, в т. ч. чиновники, бюрократы, коммерсанты, волонтеры и многие другие, лишь обеспечивают эту систему.
Необходим аудит частной системы здравоохранения в Омской области, требования ко всем участникам системы должны быть едиными. Это правило. Для желающих профессионально развивать свой частный медицинский бизнес необходимо создавать условия для вступления в ГЧП, которых в регионе так и не создано.
Необходимо также стимулировать к развитию и бюджетные клиники, которые давно готовы начать хоть что-то делать, но чиновники «душат» их своей некомпетентностью и неповоротливостью.
И еще много и много другой работы, которую необходимо делать, соотносясь с реальными интересами участников системы — пациентами и медработниками, органами региональной власти и другими заинтересованными…
Самое главное — система регионального здравоохранения готова обновляться, ей уже надоело наблюдать за тем, как ею пытаются нелепо и неуклюже управлять те, которые считают себя «настоящими профессионалами», те, которые все время изобретают велосипед, который давно уже придуман…